страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Великие русские старцы XX века

Великие русские старцы XX века


Начало
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец иеросхимонах Аристоклий
Старец Кирик
Преподобный Силуан Афонский
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Преподобный Анатолий (Потапов)
Преподобный Нектарий (Тихонов)
Преподобный Никон (Беляев)
Cвятой праведный Алексей Мечев
Старец Феофил (Россоха)
РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варнава
Старец Зосима (в схиме Захария)
ЗОСИМОВСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Герман
Преподобный Алексий (Соловьев)
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Иоанн (Алексеев)
Старец Михаил (Питкевич)
ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ
Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Андроник (Лукаш)
Старец Серафим (Романцев)
Преподобный Лаврентий Черниговский
Преподобный Феодосий Кавказский
Преподобный Серафим Вырицкий
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Симеон (Желнин)
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Старец Савва

Преподобный Варнава (1831-1906)

"Думается, что ни одно благотворительное учреждение за все время своего существования не собирало столько обездоленных, несчастных, больных духовно и телесно, сколько их перебывало в убогой обстановке у неутомимого старца Варнавы. С раннего утра и до позднего вечера, и особенно в великопостные и летние дни, идут и идут, бывало, к старцу в скромную келийку люди всех званий, сословий и состояний - и сановники, и ученые, и духовные, и простецы-паломники, вытаптывающие иногда своими лапотками тысячеверстные тропинки, ведущие к великому угоднику преподобному Сергию, от него в "Пещеры", а здесь и к "редкостному" старцу... И всех-то с улыбкой и любовью принимал прозорливый, благообразный, несколько согбенный старец с умными, проницательными глазами, в поношенной ряске, в простой иноческой скуфейке..." - писал профессор Московской духовной академии Д.И. Введенский.

Все приходящие назывались старцем "сынками" и "дочками", и никогда никто не назывался на "вы" - всегда на "ты". Среди "сынков" был, например, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и, наконец, Государь Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в начале 1905 года. О содержании беседы Государя Императора со старцем Варнавой точных сведений нет. Достоверно известно лишь то, что именно в этот год Государь Император Николай II получил благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Преподобный Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру - иным прикровенно, иным совсем ясно - и давал советы, как жить в десятилетия скорбей. Предсказывал преподобный Варнава и грядущее возрождение Русской Православной Церкви: "Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет".

До самого дня смерти старец не знал усталости. Он умер, как и жил, на службе Богу и ближнему.

Поучение преподобного Варнавы о том, что необходимо для спасения

Всякому искренно желающему работать Господеви для спасения душевного надлежат прежде всего пост и молитва, а затем смирение и послушание - в этом заключается и от этого истекает вся полнота христианских добродетелей. Пост и молитва составляют самую безопасную ограду от нападений вражеских. Как чрез искушение от запрещенного древа Адам изгнан был из рая, так чрез пост и послушание снова возвращается нам это потерянное блаженство. Всякий раз, когда нападает на нас смущение помыслов или еще какие-либо прилоги вражий, нужно тотчас же пользоваться этим врачевством, то есть нужно наложить на себя пост, и наветы вражий рассеются. Великая сила сокрыта в посте, и великие дела совершаются чрез него. Пост есть ангельская жизнь, содержащий его Ангелам уподобляется. Впрочем, не думайте, возлюбленные, что так просто, - только телесный пост есть истинный пост. Нет! Не тот исправно постится, кто воздерживается только от пищи, но то почитается полным постом, когда при этом удаляется и от всякого дела злого, и не только дела, а всякого слова праздного и мысли неподобной - словом, всего, Богу противного.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение