страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Великие русские старцы XX века

Великие русские старцы XX века


Начало
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец иеросхимонах Аристоклий
Старец Кирик
Преподобный Силуан Афонский
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Преподобный Анатолий (Потапов)
Преподобный Нектарий (Тихонов)
Преподобный Никон (Беляев)
Cвятой праведный Алексей Мечев
Старец Феофил (Россоха)
РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варнава
Старец Зосима (в схиме Захария)
ЗОСИМОВСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Герман
Преподобный Алексий (Соловьев)
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Иоанн (Алексеев)
Старец Михаил (Питкевич)
ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ
Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Андроник (Лукаш)
Старец Серафим (Романцев)
Преподобный Лаврентий Черниговский
Преподобный Феодосий Кавказский
Преподобный Серафим Вырицкий
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Симеон (Желнин)
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Старец Савва

Старец Иоанн (Алексеев); 1873-1958

Схиигумен Иоанн нес послушание духовника Нового Валаама и в то же время был духовным старцем. Валаам, оставаясь для русских эмигрантов кусочком России, по-прежнему привлекал паломников и верующих. Именно их и опекал старец Иоанн. Среди духовных чад старца была и Анна Вырубова, фрейлина Государыни Императрицы, которая жила в Хельсинки, была монахиней.

Духовные наставления старца Иоанна

Вот, друг, как советую тебе читать святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание; что понятно - старайся исполнять, а не понятно - пропускай. Так святые Отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

* * *

...Просишь меня сделать указание или определить правило и наладить твою жизнь на путь истинный. Это твоя просьба превышает мой ум и духовные способности, но за послушание, позабыв свою немощь и неспособность, пишу, что Господь положит мне на сердце.

Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?

Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит - должны просить помощи у Бога, чтобы Он по Своему милосердию помог нам, грешным. Вот святые Отцы и избрали молитву Иисусову - непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако знай, святые Отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божия, терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки и т.д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Прп. Исаак Сирии не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира (Слово 30, 136 стр., издание 1911 г. "О том, как должно молиться без кружения мыслей").

Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйте с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание - душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.

По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.

Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет Богомудрых святых Отцов: если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят - выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение