страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

О Митрополите Филарете

Знаменитый иерарх и замечательный проповедник XIX века богат был богословскими познаниями и облагодетельствован внутренней силой.

Хотелось бы, чтобы больше и ближе узнали вокруг нас о поистине великом Филарете, митрополите Московском. На все хватало его, начиная от глубин богословия и кончая знанием прикладных наук. Писал он манифесты и давал указания как устроить печи!.. И во всем был велик. У нас нередко представляют Филарета сухим, казенным администратором, типичным для той эпохи, да еще не терпящим вблизи себя людей сильных и талантливых... На всех нас лежит обязанность раскрыть величие и красоту мудрого Филарета. Уже утешаюсь от одной мысли: быть вниманием вблизи такого иерарха. По слову его: "Дар распространять в других высшую жизнь - высший: благо тому, кто употребляется благодатию в орудие сего. Ангел ли Господень, по воле Господней, образует слово в сердце, или иное сокровенное действие благодати Божией, пусть останется это в Его всеведении. Но можем быть уверены, что послано слово благое. Воспользуемся им внимательно... Чем совершеннее человек предается Господу, тем обильнее Господь дарует ему Свое общение. Я ничто; но Ты, Господи, призываешь меня служить Тебе: "Влеци мя вслед Тебе"; твори из моего ничтожества, или хуже нежели ничтожества, что Тебе благоугодно.Если есть надежда сколько-нибудь послужить облегчению души связанной, и случай к тому не произвольно нами изыскан, а подан провидением Божиим, не надобно отталкивать такой случай... Поистине, благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, - и не только благо, но чрез него - и приближающимся к нему. Ибо какая сила в средоточии, такая распространяется и в окружность, и действует в ней. И обратно: лишающий себя добра, своим нерадением лишает чего-либо и других..." "Пыль земных сует и пристрастий засыпает око ума, и не отвращая очей от суеты, мы сами себе заграждаем созерцание истины. Да восстанем! Да перестанем умножать грехами страдания Господа; не оставим готового для нас в Нем оправдания..." "Душа, утвержденная в Боге, не должна колебаться, что бы ни происходило вне ее, и наипаче в особенном служебном предстоянии Господу... Долг служащего зреть ко Господу, а не окрест себя..."

Так замечательна, правильна и сильна была речь его.

"Слушая ее, как бы внимаешь чтению ученой книги, наполненной богатым запасом сведений глубоких," - по замечанию Ф. Голубинского. И еще: к нему приложимы черты, которыми характеризуется облагодатствованный человек: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и дух страха Божия (1 Кор. 12). "Его служение было не внешнее, но строительство душ... непрерывное попечение о спасении паствы, хождение пред Богом в духе молитвы, углубление в разум Слова Христова (...), чтобы собственным опытом познать Его Божественную силу" (прот. А. Горский).

Общение его со Словом Божиим было полным и благодатным. Такое углубление доходит до состояния внутреннего молчания, безмолвия и созерцания. Это - дар непосредственного Богообщения и Богопознания. Но не всегда можно, богословствуя, пользоваться "светом созерцания": скорби и помыслы прерывают его... Отношению к скорбям, болезням и страданиям митрополит Филарет так учит: "Они уже воспринимаются не как наказание, а как сладостная жизнь во Христе. Одна мысль о Иисусе Христе как возлюбленном Спасителе делает эти страдания любезными, сладостными, блаженными. Они - сораспятие Христу, добровольное крестоношение из-за любви к Нему, своему Спасителю и Благодетелю..." "Грешник не способен воспринимать райское блаженство, как слепой - красоту природы и глухой - музыку". От нас требуется свободный подвиг сораспятия Христу и получения благодати Божией.

"Земная жизнь дана человеку для того, чтобы рукою свободной воли и силой Божией благодати выработать вечное блаженство". И это через "молитву как путь Божий, который ведет сперва к Царству Божию, которое внутрь нас, потом к Царствию Божию, которое на Небесах. Немолящийся не принадлежит к Царствию Божию". Поэтому "молитва есть первая вещь под Небом". Молитва и Богомыслие, слезы умиления полагаются в числе средств к "небесному рождению... Ею душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь и силу духовную".

Блистал и горел он, как мощный светильник Церкви Христовой. Знал и верил, что ум у человека ограничен, сам собою не дает света, но вечный, чистый и святой свет он может получить только от Бога, от Того, Кто "есть свет и тьмы в Нем нет ни единыя".

Архиепископ Филарет (Гумилевский) писал о Московском Филарете: "Слова его весьма благотворны... Таких слов, какие он говорит, от другого нельзя услышать". Он жил, богословствуя, действовал как богослов, возводя все к истинам веры. Из его бриллиантовых камушков (слова и речи) сожно строить "Сионскую крепость" православного Богословия. Они - живые и всегда яркие по характеру изложения и форме... У Вечного всегда все готово. Для Всемогущего всегда все возможно... Ветхозаветный период - время подготовления Той, Которая могла бы принять в Себя, для воплощения, Сына Божия - Спасителя. "В это долгое время благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира, как молниеносный облак, носилось над землею, между тем, как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло Благословенную в женах, Которая могла бы Своею чистотою Божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом, чрез Себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово..."

"По малой мере человеческой несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, дабы могло совершиться... и Источник Божественный вновь открывается во глубине человеческой природы и внутренно изливает в нее благодатный свет и силу..."

Такова истина. Она сродни нашему духу. "Уничтожьте истину - в уме останется пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или в обмороке от крайнего невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий блеск, но не заключающими в себе твердой истины - ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом; и жажда его останется неутолимою, и мука неисцельною..." "Никому не позволено в Христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли себя Учителем и Своих последователей - учениками? Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, не для тебя посланы апостолы, ты - не то, чем были все христиане с самого начала Христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобою будет..."

Это все только частицы от мудрости его...

Благо нам, когда Господь Иисус Христос будет нашим сердцем и нашей жизнью. Чем глубже в нас Христово смирение, тем лучше видится Небо. Мудрый святитель имел полноту жизни духа, которой и поражает нас при чтении его произведений. Для него было все ясно и объяснимо. Он нам указывает и источники этой силы: Слово Божие и Церковь. Припадем к этим источникам, и пустыня нашего духа расцветет и оживится в нем умирающее и унылое, исчезнут колебания и сомнения. Уверенно почувствуем прилив сил несказанных, превыше самой сильной и одаренной мысли, но не зажженной еще Словом Божиим, а потому Мертвой и бесплодной. Сейчас, в неспокойную эпоху, нам особенно дорога память о митрополите Филарете, с его неумирающими заветами. Он - слава и честь Православия. Он - наш молитвенние и заступник у Престола Божия... Прими, Святый Господи, ходатайство его о нас всех, рассеянных по всему свету.

Протоиерей Николай Депутатов

Источник: Прот. Николай Депутатов. Простецкое Богословие. 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение