страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Е.Ю. Суворова
Портреты и личные вещи святителя Филарета в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии

Собрание Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии включает в себя богатейшую и уникальную коллекцию портретов и личных вещей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (1782-1867).

Коллекция свт. Филарета была собрана заботой и трудами Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и передана после открытия Московской Духовной Академии в возрожденный по его благословению Церковно-археологический кабинет.

Первое и единственное документальное свидетельство о некоторых хранящихся в настоящее время в Академии личных вещах митрополита Филарета находится в каталоге выставки, которая состоялась в 1907 году в Москве по инициативе свящ. М.Н. Милославского в частной гимназии З.Н. Шамониной на Арбате, по случаю сорокалетия преставления Святителя. В организации выставки приняли участие некоторые государственные ведомства (в частности, архив Министерства иностранных дел), а также родственники Святителя - протоиереи К. Богоявленский, П. Казанский, духовенство и его многочисленные почитатели. Выставка длилась всего неделю, и ее документальные материалы очень скупы. Либеральная интеллигенция была недовольна и удивлялась такому "излишнему" почитанию "ортодоксально-гранитной личности" [1] почившего Митрополита. В этом же году известный профессор Московской Духовной Академии и Московского университета Алексей Петрович Лебедев пытался создать в Москве "Филаретовское общество", но внезапно умирает [2].

Среди почетных гостей выставки одним из первых упомянут архимандрит Алексий (Симанский). Известно, что духовное становление будущего Патриарха проходило под влиянием проповедей митрополита Филарета, и именно они, еще в пору обучения будущего Патриарха в известном Катковском лицее в Москве, оказали глубокое воздействие на душу юного гимназиста и определили его жизненный путь. Будучи близким к кругу людей, сохранявших живую память о выдающемся московском Первоиерархе, архимандрит Алексий становится искренним почитателем Святителя. Промыслом Божиим многие экспонаты первой и единственной выставки оказались впоследствии в его руках и были им бережно собраны.

Став Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси, владыка Алексий (Симанский) возобновляет празднование дней памяти митрополита Филарета и благословляет с 1951 года проводить в Московской Духовной Академии "Филаретовские вечера".

В 1967 году, к 100-летию со дня преставления Святителя, по благословению Патриарха Алексия I, в залах Церковно-археологического кабинета состоялась юбилейная выставка. С тех пор портреты и личные вещи святителя Филарета представлены в экспозиции кабинета. Святителя Филарета особо чтят в Московской Духовной Академии, преподаватели и студенты многое сделали для прославления великого Иерарха в лике святителей.

Известно, что портреты и личные вещи приобретались Святейшим Патриархом Алексием I у частных лиц, в антикварных лавках, или были переданы ему в дар родственниками и почитателями Святителя. Сохранилось очень мало данных о поступлении их в Церковно-археологический кабинет. В "Докладных записках" Совету Московской Духовной Академии о поступлениях в Кабинет есть лишь краткие записи: "1. От Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия: 7) портрет митрополита Филарета Московского (масло, рама)" [3] или "1. От его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия: 5) чётки митрополита Филарета Московского" [4]. Со временем они превратились совсем в скупые пометки: "2. Прот. А. Остапов: 4) портрет митрополита Филарета (Дроздова), масло" [5]. После кончины Святейшего Патриарха Алексия I весной 1971 года в музей был сделан крупный вклад личных вещей Святейшего из его кабинета в Патриархии, среди которых были портреты святителя Филарета. В настоящее время в академическом музее имеется около тридцати живописных портретов Московского митрополита, несколько скульптурных изображений, более 20 гравюр, богослужебные и келейные предметы. У витрин с личными вещами Митрополита оживают страницы его жизни.

Его параманный крест напоминает о начале монашеского пути. 16 ноября 1808 года в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры учитель Троицкой Семинарии Василий Дроздов был пострижен наместником архимандритом Симеоном в монашество с именем Филарет (в честь святого праведного Филарета Милостивого). Здесь же, в Лавре, в архиерейском соборе Сошествия Святаго Духа на апостолов, будущий святитель был рукоположен митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в иеродиакона, надеясь остаться в монастыре и стать когда-нибудь "гробовым" священником у раки преподобного Сергия.

Но Господь судил иначе, вскоре Комиссией духовных училищ при Святейшем Синоде молодой иеродиакон направляется для преподавательской деятельности в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. После того, как он зарекомендовал себя в столице в качестве прекрасного педагога и даровитого проповедника, его возводят в сан архимандрита и назначают ректором Академии. В 1817 году он вступает на стезю епископского служения, которая приводит его спустя четыре года на московскую кафедру, где он (с 1826 года в сане митрополита) прослужит почти полвека. Если две даты: "1821" и "1861", вышитые внизу, на мантии свт. Филарета напоминают нам о сорокалетнем юбилее его архипастырского служения на Московской кафедре, то изображения свт. Алексия Московского чудотворца и прп. Сергия Радонежского чудотворца на скрижалях этой же мантии напоминают, что митрополит Филарет, посещая многие храмы первопрестольной, чаще всего служил в Чудовом монастыре, у мощей святителя Алексия Московского и почитал преподобного Сергия Радонежского. Когда митрополит Филарет бывал в Лавре в день праздника преподобного Сергия, он неизменно до начала всенощного бдения служил молебен у раки с мощами основателя монастыря и сам читал акафист Преподобному. Во время же всенощной, после первой кафизмы, он выходил на амвон, садился пред Царскими вратами в архиерейское кресло и умилительно читал народу житие святого Сергия.

По свидетельствам биографов, святитель Филарет служил почти во все воскресные и праздничные дни. Он всегда тщательно готовился к совершению богослужений, особенно Божественной литургии, и вёл их всегда благоговейно и не торопясь.

Одевался Святитель очень просто и скромно. Хотя во время торжественных богослужений, официальных церемоний, не желая уронить достоинство архиерейского сана, он облачался в дорогие облачения, преимущественно в парчовые ризы.

В коллекции музея хранятся два неполных комплекта богослужебных облачений Святителя, в которых он совершал торжественные богослужения и венчал на царство Императора Александра II.

Жители первопрестольной и ее многочисленные гости, всегда с большой любовью и усердием посещавшие богослужения, совершаемые Святителем, разносили славу о нем далеко за пределы Московской епархии.

Но не только ученой и церковно-богослужебной деятельностью славился великий архипастырь. Известны также и многие его заслуги перед Отечеством на поприще общественного служения. На опуши митры Святителя [6] жемчужной надписью зафиксирована дата "10 марта 1831" - время прекращения в Москве эпидемии холеры. За усердные труды во время эпидемии Святителю была пожалована высшая награда Российской империи - орден святого апостола Андрея Первозванного. Многие москвичи в то время бежали из города, но Святитель, несмотря на призывы Государя приехать в Петербург, не бросил свою паству, твердо решив "умирать вместе со всеми". Он благословил устраивать особые моления об избавлении народа от смертоносной язвы. В переполненные страждущими больницы святитель Филарет посылал священников для исповеди и причащения больных. Около ста священников в течение шести недель посещали десятки больниц, принося утешение недугующим, и никто из них не заболел.

Скуфья с желтым галунным крестом, чёрная муаровая ряса, два пояса святителя Филарета Московского, с вышивкой "виноградными листьями и цветами", один из которых с надписью по левому краю: ПОЯСЪ СЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЛ МИТРОПОЛИТУ ФИЛАРЕТУ - воскрешают в памяти еще одну сторону его жизни. Ревнитель монашества, Святитель благоволил ко многим монастырям. Особенно же он любил родную Троице-Сергиеву Лавру и выстроенный по его благословению наместником архимандритом Антонием (Медведевым) Гефсиманский скит с Черниговским пещерным отделением. Святитель Филарет сам освятил "новую Гефсиманию" 28 сентября 1844 года. Примечательно, что во время освящения и совершения Литургии он был облачен не в архиерейские одежды, а в скромные ризы преподобного Сергия. Его стремление к монашеской простоте и смирению проявилось и во всей скитской обстановке. Скитские постройки, внутренняя облицовка храмов и келий Митрополита, церковная утварь - всё было сделано из самых простых, недорогих материалов.

Всеобщее уважение, почет и любовь духовенства и мирян Русской Церкви к Святителю особенно проявились в день празднования пятидесятилетия его архиерейского служения. Святейший Синод заблаговременно оповестил все учебные заведения и духовенство о дне предстоящего торжества, но сам Святитель, узнав о приготовлениях, смутился и хотел уклониться от празднования. Лишь воля Государя заставила его подчиниться всеобщему желанию. Это был поистине особый день для Русской Церкви. Наиболее известное воспоминание о нем оставил Ф.И. Тютчев, в памяти которого навсегда сохранился образ Святителя, смиренно выслушивающего приветствия и получающего дары. "Маленький, хрупкий, - писал Ф.И. Тютчев, - сведённый к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него. Когда он отвечал, слышался как бы голос призрака. Губы его шевелились, но слова, вылетавшие из уст, были только веянием. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Это было прекрасно! Воистину то был праздник духа".

В тот день в числе прочих многочисленных приношений Святителю был преподнесен архиерейский орлец, находящийся сейчас в собрании нашего музея Надпись на чёрном коленкоровом обороте золотом: "1867 ГОД АВГУСТА 5-ГО ВЪ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ ЕПИСКОПСКАГО СЛУЖЕНИЯ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШАГО МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА. ХИРОТОНИСАНЪ 1817 ГОД. ПРИНОШЕНИЕ Д.И. ХЛУДОВА" [7].

В экспозиции Церковно-археологического кабинета представлено четверо скромных чёток святителя Филарета из поделочного камня, столовая серебряная ложка с вензелем М.Ф.М., пасхальное яйцо, которым Святитель благословил неизвестного на Пасху, черепаховый гребень, подаренный Митрополиту неизвестным почитателем, и книга [8] "СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ИСААКА СИРИНА, ЕПИСКОПА БЫВШЕГО НИНЕВИЙСКАГО, СЛОВА ДУХОВНО-ПОДВИЖНИЧЕСКИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ С ГРЕЧЕСКАГО СТАРЦЕМ ПАИСИЕМ ВЕЛИЧКОВСКИМ" 1854 года. В запаснике бывшего малоценного фонда Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии недавно обнаружена иерейская грамота о рукоположении Михаила Фёдорова, подписанная митрополитом Филаретом 1 августа 1845 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Теперь обратимся к коллекции портретов Святителя. Глубокая скромность и большая занятость митрополита Филарета исключали возможность длительных натурных работ над портретами. "Живописец ко мне не приходил, за что я ему очень благодарен. Однажды недавно напомнили мне о нем, и, правду сказать, мне не хотелось звать его. У меня почти непрерывно простуда в голове. Вам, конечно, не нужно изображение простуды...", - писал Святитель 26 ноября 1851 г. А.Н. Муравьеву, известному духовному писателю, который уговорил его позировать несколько сеансов. А несколькими годами позже, 23 июня 1856 года, Святитель писал тому же адресату не без скрытого упрека: "...жаль г. Шпревича, если он потерял труд. А нам с Вами наказание: Вам за настоятельное требование бесполезного, а мне - за согласие на то" [9].

Портреты Святителя условно можно разделить на три иконографических типа: "парадные", в богослужебном облачении и "домашние".

"Парадные" портреты составляют самую многочисленную группу и показывают заслуги митрополита Филарета перед Церковью и Отечеством. На них Святитель изображён сидящим у стола с книгами, письменным прибором и книгой в руке (интерьер с большими или меньшими подробностями), в белом клобуке, на груди - лента и ордена святого Андрея Первозванного и святого князя Владимира, кресты и панагии (по наградам можно определить время написания портрета). Такой тип получает широкое распространение. Именно "парадный" портрет явился образцом для многочисленных гравюр.

Нельзя не отметить во всем облике Святителя особого благородства и достоинства, запечатленных на портретах этого типа. Заметим, что таким же Митрополит предстает перед нами и на уникальной подлинной фотографии (быть может, единственной!), которая также хранится в собрании Кабинета. Святитель не соглашался фотографироваться, называя дагерротипию "адским искусством" [10]. Среди "парадных" портретов особо следует выделить работы уже упоминавшегося Николая Даниловича Шпревича [11], титулярного советника, учителя рисования, получившего редкую возможность написать портрет митрополита Филарета "в живую".

Н.Д. Шпревич создал много авторских повторений портрета для многочисленных почитателей святителя Филарета, с них же делались копии художниками-любителями. На работах Шпревича есть авторские подписи, указывающие дату создания портретов, благодаря которым можно чётко определить, где оригинал, а где авторская копия. В собрании Кабинета шесть портретов кисти Н.Д. Шпревича.

Два портрета молодого святителя Филарета в сане епископа с орденом и лентой св. Анны I степени являются авторскими копиями Н.Д. Шпревича предположительно с оригинала 1818 года, один создан после 1818 года, а второй в 1864 году. И пять портретов, на которых Святитель изображён уже в сане митрополита Московского, датированы 1861, 1864, 1867 годами, и два - серединой XIX века.

В коллекции Церковно-археологического кабинета помимо работ Шпревича подписными являются лишь два небольших акварельных портрета митрополита Филарета (Дроздова) работы Р. Сударикова середины XIX века и И. Родионова 1860 года.

К "парадному" типу относятся ещё 13 портретов из собрания Кабинета, практически все они небольшого размера. Два портрета датируются второй четвертью XIX века, три - серединой XIX века, еще три - второй половиной XIX века, еще три - третьей четвертью и два - последней третью XIX века.

Портреты второго типа, на которых святитель Филарет представлен в богослужебном облачении, обычно большого формата. Особо следует отметить портрет Святителя 1840-х годов, являющийся парным к портрету митрополита Платона (Левшина) - его учителя и покровителя. Обе работы, вероятно, предназначались для митрополичьих покоев Лавры или Духовной Академии. Оба иерарха облачены в мантии с образами преподобных Сергия и Никона на скрижалях, в левой руке держат жезл, а правой "иконно" благословляют. В собрании Кабинета есть еще один подобный портрет, но уже середины XIX века, и две миниатюрных скульптуры Святителя, запечатлевшие его в момент совершения богослужения. На двух портретах третьей четверти XIX века митрополит Филарет, облачённый в богослужебные одежды, изображён в профиль.

И, наконец, третий тип портретов великого иерарха, когда он изображён в скуфье и домашней рясе, - "келейные" портреты. На большом, в натуральный рост, портрете, запечатлевшем Святителя в обстановке скромной келий Гефсиманского скита, Владыка облачен в домашнюю рясу и скуфью. На портрете особо заметна та замечательная простота, которую любил Святитель: тесовые стены, синее и красное сукно на скамье и неизменный письменный набор. Быть может, именно здесь, в монастырской глуши, из-под его пера вышли многие духовные сочинения, принесшие ему неувядающую славу и всенародное почитание. Видимо, изображения третьего типа были широко распространены: в собрании музея находятся два миниатюрных овальных портрета середины XIX века. Очень интересна миниатюра с изображением Святителя, представленная на выставке и относящаяся к "келейному" типу.

Иконография Святителя велика и не изучена, его портреты создавались и позже. Например, замечательный портрет епископа Филарета (Дроздова) начала XX века. На известной картине И. Репина "Пушкин на лицейском экзамене" среди почетных гостей изображен и святитель Филарет.

В заключение хотелось бы поблагодарить сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева Я.Э. Зеленину, которая в настоящее время активно работает над иконографией свт. Филарета: ее трудами был подготовлен и издан каталог коллекции портретов и личных вещей святителя Филарета Московского в собрании Церковно-археологического кабинета [12]. И как приложение к работе А.П. Лебедева "Великий и в малом Московский митрополит Филарет" [13] была опубликована единственная на сегодняшний день ее статья о портретах свт. Филарета в собраниях Церкви и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.

Примечания:
1. Глубоковский Н.Н. Памяти покойного (1908, VII, 14) профессора Алексея Петровича Лебедева. (Под первым впечатлением тяжелой утраты). СПб., 1908. С. 2.
2. См.: Лебедев А.П. Великий и в малом Московский митрополит Филарет. М., 1999. С. 15-16.
3. Журнал № 8, 22 апреля 1964 года. // Московская Духовная Академия. Материалы Церковно-археологического кабинета. Вып. 3., 1962-65. С. 122.
4. Журнал № 6, 3 января 1968 года. // Московская Духовная Академия. Материалы Церковно-археологического кабинета. Вып. 6, 1968. С. 12.
5. Журнал № 6, заседание Совета Московской Духовной Академии от 29 февраля 1972 года. // Московская Духовная Академия. Материалы Церковно-археологического кабинета. Вып. 10, 1972. С.12.
6. Согласно последним исследованиям, после смерти Святителя митра, по-видимому, была передана другому святому наших дней, преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Троице-Сергиевой Лавры и духовнику свт. Филарета, и частично для него изменена (переделана). Подробнее см.: Духовные светочи России. М., 1999. С. 152.
7. Д.И. Хлудов - представитель московского купеческого рода. С 1860 года активно занимался благотворительностью. На его щедрые пожертвования были построены и украшены многие церкви и монастыри. Судя по чернильной надписи на орлеце: "4978/ин. № 9108 //Д 13/ 19 // Сер. Лавры", он после смерти Святителя хранился в Лаврской ризнице.
8. Прежде она хранилась в Главной библиотеке Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Имеется надпись на первой странице "Принята отъ наместника Лавры архим. Антония 1854 апреля 25 съ карандашевою подписью его на оберточномъ листе: Въ Лаврскую библиотеку отъ Его Высокопреосвященства" (митрополита Филарета).
9. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. Муравьёву. 1832-1867. Киев. С. 372, 488. Цит. по: Портреты святителя Филарета Московского. //Лебедев А.П. Великий и в малом Московский митрополит Филарет. М., 1999. С. 94-103.
10. См.: Лебедев А.П. Великий и в малом Московский митрополит Филарет. М., 1999. С. 95.
11. О Н.Д. Шпревиче см.: Певзнер Л.И., Сахарова И.М. Художник-миниатюрист Н.Д. Шпревич. (Из истории художественной жизни Москвы второй трети XIX в.). // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1988. М., 1989. С. 282-295.
12. Портреты святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в собрании Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. М., 1997.
13. См.: Портреты святителя Филарета Московского. // Лебедев А.П. Великий и в малом Московский митрополит Филарет. М., 1999. С. 94-103.

Русское возрождение, № 80, 2002, сс. 61-75.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение