страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

И.С. Аксаков
Отклик на кончину Святителя Филарета

Митрополита Филарета не стало... С смущением вняла этой вести Москва, а вслед за нею внимет и вся Россия - с тем благоговейным смущением, которое невольно объемлет душу при всяком видимом тайнодействии истории. Его кончина - событие, и событие всероссийское.

Филарета не стало!.. Упразднилась сила, великая, нравственная, общественная сила, в которой весь русский мир слышал и ощущал свою собственную силу, - сила, созданная не извне, порожденная помощью личного духа, возросшая на церковной народной почве. Обрушилась громада славы, которою красовалась церковь и утешался народ. Отжита навек та величавая, долгая современность, что обняла собою пространство полвека, что перебыла длинный ряд событий и поколений и как бы уже претворилась в неотъемлемое историческое достояние Москвы, в ее живую стихию, которой, казалось, ей не избыть и вовеки. Без этой силы, без этой славы какая пустота силы и славы почувствуется внезапно в Москве, да и во всем русском церковном мире! Кафедра московского митрополита может, конечно, быть и будет занята, но место, которое занимал Филарет, пребудет пусто.

Нам невольно припоминается все сказанное нами в день празднования его пятидесятилетнего архиерействования. Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче, по мере надвижения вечернего сумрака жизни. Смежилось неусыпающее око мысли. Прервалось полустолетнее назидание всем русским людям - в дивном примере неустанно бодрствующего и до конца бодрствовавшего духа. Смолкло художественное важное слово, полвека и более полувека раздававшееся в России, то глубоко проникавшее в тайны Богопознания, то строгой и мощной красотой одевавшее разум Божественных истин!..

Русская Церковь с кончиною митрополита Филарета переживает великий исторический миг, которого важность, сознательно и бессознательно, предощущается всеми. В течение целого полустолетия Русской Церкви ее представитель, предстатель и предстоятель (не вследствие внешних условий своего места и звания, а действием личного внутреннего достоинства), в течение же полувека был он и "свидетельствуяй" о ней пред всей Европой, пред всем миром инославным... Сходит в могилу целая историческая эпоха, на смену ей движется эпоха новая...

Убыло силы и славы, убыло последнее народное имя. Назвать более некого, нет другого равнозначительного и даже менее значительного, но всенародного имени.

Прибудет ли силы, свободы и духа истинной жизни церковной?

На рубеже сих двух эпох мы невольно медлим и судом и надеждами. Передаем лишь ощущения личные и общественные, испытываемые в настоящую минуту нами и всей Москвой, при унылом гуле московских колоколен, сзывающих к заупокойной молитве...

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. - С.900-901. // Статья И.С. Аксакова опубликова в газета "Москва" (1867, нояб.). Печатается по: Сушков Н.В. Записки С. 152-153.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение