страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Беседа в день обретения мощей Преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества благоверного Государя и великого князя Сергия Александровича (об истинном покое [1])

Говорена в Троицкой Сергиевой лавре 5 июля 1858 г.

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Мф.11,29

Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных и обещает им успокоение: Обрящете покой душам вашим (Мф.11,29). Аз упокою вы (28).

Кто из нас не нуждается более или менее в покое души? Одни обременены усильным по необходимости трудом, другие стеснены скудостию, иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостью, иные страждут от болезней, иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом, иные сами себя лишают душевного покоя и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий.

К какому бы кто ни принадлежал роду лишенных покоя, всех призывает к Себе милосердый Господь, всем предлагает верное средство достигнуть покоя. Какое средство? Научитеся, - говорит, - от Мене. Сделайтесь учениками Господа Иисуса, принимайте и исполняйте Его учение и обрящете покой душам вашим. Господь присовокупляет, что Он кроток и смирен сердцем, частию ободряя и поощряя нас, чтобы мы не усомнились приступить к столь высокому Учителю, частию указуя на смирение как на один из важных предметов учения, которое от Него должно принять для обретения покоя душам.

Может быть, скажут: "Как можно нам прийти ко Христу и научиться от Него? Это возможно было апостолам, которые более трех лет были при Нем неотлучно и слушали Его учение, отчасти это возможно было и народу иудейскому, который часто окружал и сопровождал Его и оставался при Нем иногда до трех дней непрерывно. Можем ли мы подобным образом приближиться к Нему и внимать Ему?" - Решаюсь утверждать, что можем. Исследуйте вместе со мною сию возможность.

Когда Христу Спасителю по воскресении Его надлежало оставить землю и вознестись на небо, тогда и человеческая предусмотрительность могла ожидать, кольми паче от всеведения Его не скрыто было, что разлучение с Ним апостолов будет сопровождаться для них не только тяжкою скорбию, но и крайнею опасностью от врагов веры. Благости Его свойственно было предварительно утешить их, подкрепить, обнадежить. Как же Он сие исполнил? Он сказал: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28,20). Сие обещание не ограничивается одними апостолами - оно простирается и до нас и будущих после нас, потому что простирается до скончания века. Что думаете, по сему обещанию даровал Господь ученикам Своим? Неужели одну мысль Его присутствия? Было ли бы сие достаточно для утешения их, подкрепления, обнадежения? Без сомнения, Он даровал им Свое присутствие в силе и действии, даровал возможность созерцать Его мысленно, сердечно, а при благопотребности и образно, принимать от Него сокровенные внутренние внушения, а при благопотребности и слышать глас Его, утешающий, укрепляющий, наставляющий, как сие особенно ясно открывается в житии апостола Павла.

В другом изречении Господь соединяет обещание присутствия Своего с условиями, при которых оно возможно: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам... и к нему приидема, и обитель у него сотворима (Ин.14,21,23). Видишь, христианин, ученик Христов, что Господь хощет явиться тебе, что ты можешь иметь Его своим гостем, даже сообитателем, если только ты будешь исполнять Его заповеди, если возлюбишь Его. Исполни предлагаемое тебе условие, и приимешь исполнение обещания Его. Когда ты имеешь гостя, ты можешь беседовать с ним, благорасположенно и благонамеренно вопрошать его и получать желаемые ответы. Следственно, когда Господь желает быть твоим гостем, то готовит тебе и то, чтобы ты свободно вопрошал Его о пути и средствах твоего мира и спасения и получал от Него наставление и руководство. С тех пор как Он сказал: Приидите ко Мне (Мф.11,28), научитеся от Мене (29) - Он ожидает, чтобы ты пришел и поучался от Него.

На сие можете вновь возразить, что непосредственное приближение ко Христу и наставление от Него есть жребий учеников Его совершенных, душ облагодатствованных. Не спорю. Скажу, однако, что путь к совершенству и для нас не есть недоведом, по крайней мере начало его не скрыто от нашей совести, вступление на него не заграждено ничем от нашего сердца и воли, кроме нашего невнимания к собственной душе. Сокровища благодати доступны всякому. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф.7,7). Повторяю: сокровища благодати доступны всякому. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (8). В сем уверяет, сие обещает Сам богатый в милости (см.: Еф.2,4) Владыка сокровищ благодати. Он, конечно, верен в Своем уверении, готов Свое обещание, данное всякому, исполнить для каждого из нас, только для каждого просящего, ищущего, толцающего.

Что нужно тебе для приближения ко Христу и действительного с Ним общения? Нужна, по собственному Его изречению, любовь к Нему, которая заключается в соблюдении заповедей Его (см.: Ин.14,21,23). А что нужно для соблюдения заповедей? Нужна сила отвергнуть свою греховную волю, свои страсти, свои незаконные вожделения, - нужна сила творить благоугодное Богу. Итак, проси ее прилежною, неотступною молитвою, и, по обещанию Господню, дастся тебе. Тебе нужна истина, которая бы верно показала тебе путь заповедей (см.: Пс.118,35), ведущий ко Христу, и охраняла тебя от распутий заблуждения, порока и самопрельщения. Итак, ищи ее в слове Божием, в учении и примерных для нас деяниях святых, и, по обещанию Господню, обрящешь. Тебе нужно окамененного земными пристрастиями сердца сокрушение, умягчение, оживление, отверзение, дабы с тобою могло совершиться то, что радостно исповедал о себе Богу один из праведных: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое (Пс.118,32). Итак с усилием веры, благоговейными желаниями, смиренными воздыханиями толцы в двери милосердия Господня, смиренным в молитве самоуглублением призывая имя Господа Иисуса, толцы в дверь собственного твоего сердца, и, по обещанию Господню, должно уповать, что по мере твоего тщания о своем очищении, по мере веры и любви твоей отверзутся Тебе двери милосердия Господня и Господь снидет, отверзется дверь сердца твоего, и Господь внидет. Тогда можешь не гадательно, а опытно уразуметь, что значит внутренне поучаться от Христа, как удобно и приятно тещи путем заповедей Его, когда он расширяет сердце наше, и как верно чрез Него и в Нем обретается покой душам.

Но слово изнемогает пред благодатным действом в душах истинно верующих и христолюбивых, которое, по апостолу, есть тайна сокровенная, явленная святым, иже есть Христос в вас, упование славы (Кол.1,26-27). Я желал только в труждающихся и обремененных грехами, от нихже первый есмь аз (1Тим.1,15), возбудить деятельное желание истинного покоя души и хотя издали перстом указать на путь к оному.

Господи Иисусе Христе, истинный живот и покой наш! При предстательстве обретшего в Тебе блаженный покой Преподобного отца нашего Сергия молим Тя, Сам невидимым влечением призови и привлеки нас к покою душ наших, обретаемому в вере и любви к Тебе, в умиротворенной благодатию Твоею совести, в уповании вечного блаженного покоя во Царствии Твоем Небесном, да славим Тя со Отцем и Святым Духом вовеки. Аминь.

Примечание:
1. Название слову дано составителем. - Прим. ред.

© Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Да подражаем его вере. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение