страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия, во время возобновившейся и продолжающейся губительной болезни (о спасительном значении скорбей [1])

Говорено 5 июля 1848 г.

Научивша многи, возвратистася в Листру, и Иконию, и Антиохию, утверждающа души учеников, моляща пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Деян.14:21-22

Святой евангелист Лука в книге Деяний апостольских повествует между прочим о путешествии Павла и Варнавы по особенному повелению Духа Святого для проповеди Евангелия. Они прошли несколько городов, проповедовали в них веру Христову, творили чудеса, многих действительно привели в веру Христову, основали Церкви, испытали попеременно с славою гонения, так что в одном и том же Городе Листрах сперва, по внезапном исцелении Павлом хромого от рождения, их обоих приняли язычники за богов и хотели было почтить их жертвами, но потом Павла побили камнями, и не оставляющий Своих избранных Бог сохранил жизнь его только тем, что его почли уже мертвым и потому бросили. Совершив порученное Духом Святым посольство, Павел и Варнава возвращаются чрез те же города, которые проходили прежде, не минуя и убийственного города Листр, - таково дерзновение апостольское! Они не заботятся об охранении себя от опасности, уже испытанной, потому что все их попечение устремлено ко спасению других. Они не просто идут обратным путем, но продолжают апостольское дело, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и вразумляюще, яко многими скорбьми подобает, нам внити в Царствие Божие.

Когда видим, что люди, принявшие веру непосредственно из уст апостолов, видевшие апостольские чудотворения, в ней удостоверяющие, еще требовали апостольского попечения, чтобы утвердить души их, - что должны мы подумать, братия, о наших душах? Меньшая ли, даже не большая ли потребна забота о их утверждении?

Тверды ли наши мысли о святом и праведном? Тверды ли наши добрые намерения? Постоянно ли духовное направление нашей деятельности? Не колеблют ли нашего ума сомнения, нашего сердца и воли - страсти и чувственные пожелания? Не упадаем ли духом иногда в уныние печали, иногда в уныние разленения.

Мнящегося стоять твердо разочаровывает апостольское слово: Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12).

Итак, для собственной нашей потребности будем внимательны к тому, как богомудрые Павел и Варнава утверждали души учеников. Каким же образом? Они увещевали их пребывать в вере. Это значит, что не довольно узнать веру Христову, принять ее посредством крещения и оставаться погруженным в обыкновенную жизнь сего видимого мира. Не довольно и того, чтобы прибегать к помощи веры только по временам, когда в наших недостатках или трудностях не находим земной естественной помощи, но надобно так себя располагать и бдительно наблюдать за таким расположением духа, чтобы мы пребывали в вере постоянно и непрерывно, чтобы дух веры проникал и обнимал наши силы, способности, наклонности, желания, действия, чтобы он был главною движущею силою нашей жизни.

Открываешь ли око, пробуждаемое утром - открывай в то же время око веры в сердце и взирай к Владычествующему днем и вечностью, и проси Его помощи провести начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя к дню невечернему, а не к ночи вечной.

Отходишь ли ко сну - помяни смерть, которой сон есть образ и преддверие, и молитвою веры передай себя Тому, Который есть воскрешение и живот (см.: Ин.11:25). Поколику же можешь победить сон или поколику он не победит тебя, помяни и в нощи имя Господа (см.: Пс.118:55), и полунощи востань исповедатися Ему о судьбах правды Его (62).

Предприемлешь ли что - прежде всякого другого советника советуйся с верою. Воззови словом Павловым: Господи, что мя хощеши творити (Деян.9:6)? Угодно ли Тебе, Господи, предприемлемое мною? Если угодно, благослови; если не угодно, не допусти меня сделать не угодное Тебе. И потом слушай, что речет Тебе Господь в Своем слове, в твоем разуме, в твоей совести, в советах людей мудрых и благочестивых и во внешних указаниях и знамениях.

Приступаешь ли к делу - приветствуй свое дело, как приветствуешь дело ближнего: Бог в помощь! Боже, в помощь мою вонми! (Пс.69:2).

Идешь ли куда - иди с Богом, по напутственному слову от благочестивых предков довольно у нас обычному, но едва ли столь же обычно делом исполняемому. Ходи пред Богом с Авраамом (см.: Быт.17:1); предзри Господа пред собою выну с Давидом (см.: Пс.15:8); держи, как можно, в мыслях и в сердце, что Бог тебя видит, чтобы тебе и стыдно и страшно было покуситься на недостойное пред очами Божиими, чтобы тебя не смутила нечаянность и не поколебала трудность, когда Господь одесную тебе есть, да не подвижешися (см.: Пс.15:8).

Хочет ли твоя мысль как птица носиться, где случится, кружиться в разнообразии сует или даже опускаться на нечистоту, ты, напротив, ее удерживай, связуй ей крылья усиленным вниманием к предметам духовным, возвращай твой странствующий ум и сердце и давай ему благословенный труд призывания спасительного имени Господа Иисуса в вере, любви и смирении, - труд, который, при верном продолжении должен обратиться и в пищу, и в покой, и в радость под осенением Святого Духа, так как, по апостолу, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3).

Таковы должны быть расположения и упражнения верующего, чтобы он постепенно мог приблизиться к состоянию утвержденной души, в котором Святой Павел не обинуясь говорил о себе: Верою живу Сына Божия - живу не ктому аз, но живет во мне Христос (см.: Гал.2:20).

Обратимся к богомудрым Павлу и Варнаве, чтобы рассмотреть еще особенный способ, которым они утверждали души учеников. Какой это способ? Вразумление или предвещание, яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Способ неожиданный! Средство, по видимому не обещающее привести к цели! Мысль о многих скорбях на пути к Царствию Божию не более ли способна колебать, нежели утверждать души? Как же апостолы употребляют ее тогда, как стараются утверждать души?

Павел и Варнава в наставлении, которым старались утвердить души новопросвещенных верою, не могли не упомянуть о скорбях, потому что скорби уже были в виду. Новопросвещенные видели, как на Павла и Варнаву неверующие повсюду воздвигали гонение за проповедуемую веру. По всему вероятию, подобной участи ожидать надлежало и принявшим веру. Чего ученики опасались по догадке, то наставники предвидели по Духу Божию, и, таким образом, против скорбей неизбежных спасительного средства оставалось искать только в том, чтобы правильно смотреть на них и уметь их принять и перенесть. Сему поучали апостолы, когда говорили: Яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие.

То есть вы опасаетесь скорбей и оттого можете возмалодушествовать. Знайте же, что скорби неизбежны на пути в Царствие Божие. Так подобает, таково устроение Провидения Божия. Итак, если, встречая скорби на пути к Царствию Божию, вы колеблетесь и отступаете вспять, то вы воспящаетесь от Царствия Божия. Если же вожделенно вам Царствие Божие, то скорби на пути к нему вы должны встречать без малодушия и колебания. Если вы охотно идете и не гладким путем, помышляя, что он ведет в отеческий дом, то проходите охотно поприще скорбей, ведущих в Царствие Божие.

Так правильная мысль о скорбях на пути к Царствию Божию должна служить не к ослаблению, но к утверждению души.

Не знаю, удержались ли христиане антиохийские, иконийские и листрийские, а наша пытливость, думаю, не удержалась бы, чтобы спросить богомудрого Павла, почему же Бог, хотящий всем человекам спастися, основавший веру Христову и покровительствующий ей чудесными силами, - почему не облегчил для верующих пути спасения? Почему или определено, или попущено быть скорбям на пути в Царствие Божие? Есть на сие готовый отзыв Павлов и вместе Исаиин пророческий и апостольский: Кто разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть (Рим.11:4; ср.: Ис.40:13)? Отзыв, достойный бесконечной премудрости Божией и достаточный для смиренной мудрости человеческой!

Но против возношения помышлений, взимающихся на разум Божий, присовокупим к сему нечто, также под руководством пророческого и апостольского слова.

Скорбям суждено быть на пути спасения, во-первых, по правосудию.

Бог хотел вести человека на Небо райским путем, но человек преступил волю Божию и оступился. Возмечтал идти выше пути Божия и столько низринут правосудием Божиим, сколько низринул сам себя. Терние, волчцы, труд, пот, печали, воздыхания посеялись на его пути, а на конце его явилась смерть временная и вечная. По закону рождения мы все наследовали от первого прародителя грех и его неразлучное последствие - наказание - и тем менее можем отказаться от сей последней части наследия, что сами умножаем первую грехами произвольными. Милосердие Божие открыло нам новый путь спасения во Христе, Который и правосудию Божию за нас удовлетворил Своею крестною смертию, но при всем том закон правосудия Божия не должен быть нарушен, и потому щадимого грешника нельзя вести наравне с райским безгрешным человеком. Радуйся, что уже не к смерти, а к жизни ведет тебя милосердие, и прими безропотно легкие и непродолжительные уроки правосудия: труды, лишения, скорби, печали.

Во-вторых, скорби в руке Провидения бывают средством врачевания душ.

Грех есть болезнь, внедряющаяся в существо человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляют частию в душе, частию в теле след, который становится глубже при повторении греховных действий и который, возобновляясь воспоминанием, образует наклонность к греховному действию и некую жажду греха. Посему, как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтоб излечить болезнь, подобно сему Врач душ и телес употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу, наклонности к греховным услаждениям. На сие указует изречение апостола Петра: Пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время (1Пет.4:1-2).

В-третьих, скорби употребляет Провидение Божие для верующих и спасаемых, как средство испытания и приготовления к высшей степени добродетели, совершенства и блаженства.

Испытание сие не нужно для Бога Сердцеведца, но нужно для самого человека, которого сердце глубоко (Пс.63:7) и который сам не знает, что из него может быть открыто и выработано. Как приражение железа к твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударах скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы.

Каким сильным болезненным ударом падало на родительское сердце Авраама каждое слово повеления Божия: Пойми сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, Исаака, ...и вознеси его во всесожжение (Быт.22:2)! Но, когда необычайное испытание возбудило отца Исаакова к необычайному подвигу веры, любви к Богу и самоотвержения, в каком высоком свете явились и его добродетель и ее воздаяние! Он получил высокое и обширное благословение - увидел день Христов (см.: Ин.8:56), соделался прародителем Христовым и отцом верующих.

Какие тяжкие и многообразные скорби переносил апостол Павел! Но притом он имел дерзновение говорить: Хвалимся в скорбех (Рим.5:3), радуюся во страданиих моих (Кол.1:24). Как это могло быть? Могло быть и было потому, что он понимал, и не только понимал, но по крайней мере начинательно испытывал и чувствовал благословенные и блаженные плоды скорбей и страданий. Якоже, - говорит, - избыточевствуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточевствует и утешение наше (2Кор.1:5).

Буди нам свидетелем утешительного учения и ты, Преподобне отче Сергие. Не избрал ли ты добровольно скорбей и лишений строгого и беспомощного пустынножительства? Не понес ли трудностей брани против коварства и дерзости врагов невидимых? Не испытал ли скорбей от малодушия людей, не понимавших своего совершенства и от зависти искушаемых любоначалием? И се по мере обильного сеяния скорбных подвигов обильная для тебя жатва благодати, которою и других многих во многие роды по вере питать продолжаешь!

Но кто исчислит скорби святых на пути освящения, и даже в состоянии совершенства и святыни?!

И Ты, Пресвятая Мати Дево, высшая небес, чистейшая света солнечного, одною ли радостию Матери Господа жила на земле? И Твою душу чистейшую, осененную высочайшим благословением, исполненную благодатию, не прошло ли оружие скорби (см.: Лк.2:35) так же беспримерной, как беспримерны Твое достоинство и Твоя последующая слава?

Обращаясь к себе самим, не признаем ли, братия, что ныне особенно ко времени углубляться в евангельское учение о скорбях? Видно, мы не довольно внимали оному, когда суждено свыше послать нам, и не однажды послать, чрезвычайных и строгих проповедников - болезнь и смерть. Они проповедуют не словами, но сильнее слов событиями. Что проповедуют? Думаю, нечто подобное проповеди ангела откровения: Убойтеся Бога и дадите Ему славу (Откр.14:7). Если в благоденствии вас не довольно привлекали к Богу благодарность и любовь, да приведет вас к Нему по крайней мере страх бедствия. Если вы не пользовались свободно тихими скорбями покаяния и умерщвления плоти для очищения души, воспользуйтесь для сего по крайней мере невольно находящею, но в покаянии приемлемою скорбию бедствия, постигающего или угрожающего или с бедствующими ближними состраданием разделяемого. Дайте славу правосудию Божию и, со смирением и самоосуждением приемля временное наказание, спасайте себя от вечного.

Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас (Пс.37:2). Наказуя накажи нас временно, смерти же безвременной и вечной не предаждь нас (см.: Пс.117:18). Ключом скорби отверзи нам врата правды и благодати, да вшедше в ня исповемыся (19) Тебе, Взыскателю погибших, Спасителю грешных, Облаженствователю злостраждующих. Аминь.

Примечание
1. Название слову дано составителем.

© Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Да подражаем его вере. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение