страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Свт. Филарет
Слово на день Преподобного Сергия (о духовных плодах веры [1])

Произнесено в период между 1803 и 1806 гг.

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Мф.11:28

Животворные слова живого Бога.

Вера есть златая стамна, которая вмещает в нас вселяющееся Божество, есть орлие крылья, которыми душа парит за восходящим Господом. Возносится ли с Возносящимся, удостаивается ли приять Нисходящего, но все с Богом. Сила веры непостижима: она приемлет нас в объятия свои мертвыми - одушевляет, видит младенчествующими - возращает, видит преткновенных боящимися - ведет по пути ровному, чувствуя мужами соделавшихся, соединяет терпкое с легким, с ровным стропотное - и что имамы, чего не прияли от руки веры? <...> Чему веруем, то и будет: веруем - и горы преставляти можем; не веруем - и йота не прейдет; веровал Лазарь - и воскрешен от мертвых, не веровал Иуда - и не мог не потерять жизни. Не нужны верующему пособия натуры, бесполезно без веры все действие естества. Пространство веры неудобообъемлемо. Оно не ограничивается в тесных... пределах мертвого понятия о Божестве и человеческом естестве. Такому объемлющему все тайны Божию кивоту не довлеют обширные умы небожителей вышних. Поступим далее и далее, но только оком Божиим, а не стопами человеков. Внутренняя веры красна. Высочайшие, изящнейшие дарования не всегда еще доказывают христианина и богоугодного человека. Не в словеси бо царство (1Кор.4:20). Превратить жезл, провесть чрез море и источить воду из камене, говорить огненными языками суть действия Божии, но не всегда благоволительные; суть Божия, но не в огне Господь; суть Божия, но о сем не радуйтеся. При сем вспомните, что Мариам была пророчица, Саул - пророк, и Валаам глаголал притчу. Веру можно уподобить прекрасному древу, обогащенному удивительными плодами. Плоды сии толико единственны, что вкусивший от них не иное что может сказать, как то, что плоды сии возросли от семени неистленного на полях небесного Едема, изготованы десницею Вышнего. <...>

Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). Рассмотрим, почему сии плоды называются духовными.

Любовь есть горлица, кокош, орел, дух носившийся вверху воды; совоздыхает воздыхающим, как горлица; созывает птенцов малосмысленных, как кокош; возносится горее к Богу, как орел; благоустрояет в подобии Бога. Она обладает Богом, есть также обладательница и всех человеческих вещей; все ей принадлежит, о всяком счастии, как о собственном, веселится; о всяком бедствии, как о своем, печалится. Се первый плод веры! Ужели мните, что неверствующие кого-нибудь любят? Ни Бога, ни мира, ни людей, ни самих себя; любят, правда, мир, но так, что чрез сие себя ненавидят; любят себя, но с тем, чтобы погубить; любят других, но любящих. Любовь невинная с небесе приниче. Предвечный, страждущий на Голгофе, жаждущий оставления грехов своим распинателям, есть первый и единственный учитель науки любить. Плод духовный есть любы.

Радость есть блаженное спокойствие совести, происходящее от успокоенного (примиренного) Божества. Неверствующий никогда не чувствовал радости в своем сердце. Проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в законе (Гал.3:10). Какое же проклятому спокойствие, какая погибшему радость? Может быть, они и радуются, но не своею радостию. Смеющееся счастие, рукоплескание льстецов, благословение окружающих есть радость чужая. Видали мы восхищенных победами римлян, но равнодушно смотреть на трупы мертвых, восхищаться, смотря на льющиеся кровавые реки, на царей, колесницы везущих, - значит предаваться бесчеловечному исступлению, а не радости. Видевшие Иисуса, радующиеся радостью великою о том, что ни един погибе от врученных Ему, кроме сына погибельного, - те только научаются, якоже подобает радоватися. Плод духовный есть радость.

Ничего не делать, не говорить, не мыслить в противность уставам Богочеловека есть то, что означает мирное сердце. Так ли живут нечестивые без веры? <...>

Несть мира в нечестивых, несть мира от нечестивых. Он исходит от Сионской облагодатствованной горницы, где из уст небесных провозглашен в первый раз истинно Божественный мир. Плод духовный есть мир.

Долготерпение есть единообразное пребывание в веровании тому, что достойно всякого приятия, в люблении того, что любовь нашу достойнейше привлекает. Сыны естества не тако. Благоволение счастия кичит умы, легкая противность приводит в отчаяние. Да и откуда прийти к ним долготерпению? Не видели они на Голгофе Страждущего, не вопрошали о роде, сане и могуществе Его, не знали, что там было два креста: на одном понесено страдание за грешников, на другом страдали спасаемые грешники. От Голгофы изыде закон долготерпения. Плод духовный есть долготерпение.

Сердце, желающее охотно предать себя истинной пользе человечества, есть сердце благое. "Не хощу спасать себя, не спасая соотечественников моих", - вопиет Моисей (см.: Исх.32:32), повторяет Павел (см.: Рим.9:3). Такое благорасположенное сердце свойственно только Моисеям и Павлам, поелику они видели Благого, слушали благое, пребывали всегда в Благотворящем. Но бессомненно можно сказать, что между патриотами, столь многолюдные общества языков созидающими, богатящими и возвышающими, не было и не будет толикотворной десницы. Древа осенние, дважды умершие, ни листьями не одеваются, ни плодами не украшаются; безводные облака живительного дождя не испускают; в изменниках несть души благодающей. Плод духовный есть благость.

Душа, тихо прикасающаяся ранам болящих, возливающая вино и елей на струпы смердящие, есть душа милосердая. Отворотившийся от болящего левит и возливший вино и елей на раны его самарянин представили две различные между собою картины сострадательности и ожесточения к человеку. Почему мимо шел левит? Потому что не знал, что делать с болящим, не видел самарянина, возливающего целительный елей. Сей самарянин есть тот самый Целитель небесный, который из единого благоутробия сошел к страждущему миру, больному, по всему свету простертому, и сонмы неизлечимых болезней врачевал помазанием своей бесценной крови. До Его прихода кому милосердствовать: сынове человечестии тяжкосердии (см.: Пс.4:3) и не чувственны, жестоковыйны и не смотрят на пожираемого несчастного. Все страждут в одно время в одной целебнице, а посему должны, кажется, быть состраждущие. Но всякий бесчеловечным забытием других хочет показать себя исцелившим - тяжкосерди сынове человечестии. Плод духовный есть милосердие.

Носить всяческая глаголом силы своей и быть вознесену на древо Голгофское есть чудный пример неподражаемого, непостижимого, прямо Божеского снисхождения. Но от неприступного отступим. Довольно несколько начертывающей в себе горнего страдальца Иисуса кроткой человеческой душе забыть древним змием обещанное божество и непрестанно памятовать, что она и нага, и слепа, и бедна. Сыны исполинов, стенящие под водами потопными, не тако помышляют. Вышний покрывает землю морем, а сии созидают стовратный Вавилон. Вышний емлет оружие, а дольний - щит, Небесный - гнев, а земной - сопротивление. Они кротости не знают, поелику не от кого было научиться. Вождь их, небесный изгнанник Люцифер, вооружается против Вседержителя; праотец их, первенец Адамов, ученик денницы, подъял убийственные руки на единоутробного; второй предводитель - Немврод возобновил было древнюю брань сатанину. Я не хочу говорить о смирении лисьем, жесточайшем и опаснейшем самого буйного насилия. Но, чтобы научиться смиренномудренной, забывчивой к собственным добротам кротости, должно идти по другой дороге. Сойди во Иудею, вниди в претор, посмотри на Вопрошаемого тамо от Пилата, послушай, как Он ответствует на беззаконный глас, - иначе как можем изобразить лепоту ее, никогда не видев оной. Плод духовный есть кротость.

Дух, царствующий господин в дому своем, безопасно правящий необузданною толпою похотений товарища своего, есть дух воздержный. Сия добродетель есть также отрасль от горнего древа. Не прозябло древо сие, и не было плодов таких во вселенной. Помним мы, что и сын Софронисков учил забывать тело, учил разумный, но не разумно. Какой дому господин, прилагая попечение о жителях, не попечется о самой храмине? Возвещают также, что Ликурговы воспитанники были жизни, так сказать, бесчеловечной к самим себе. Но сие для того, чтобы привыкнуть к бесчеловечию, над другими совершаемому. О воздержание!.. Начиная со вкусивших запрещенный плод не было еще воздержного. Не прежде Моисей начал поститься, как острыми очами благодати за несколько веков усмотрел в иудейской пустыне чрез четыредесять дней пищи не вкушающего сына Мариина (см.: Исх.34). Плод духовный есть воздержание.

Духа плоды - плоды духовные. Без самой веры не быть бы плодам.

Сии чудотворные плоды были единственною, сладчайшею, нетленною пищею сего в райском вертограде ныне торжествующего, а в земнодольных селениях превозносимого подвижника Божия Сергия. Ведал он, что естественная пища превращается в плоть ядущего, но манна Божественная самого вкушающего пресуществляет в естество Божеское. Он веровал, поелику вера горы преставляет; любил, яко Бог любы есть; радовался, яко в Боге несть тьмы ни единыя; миролюбив был, яко Христос мир есть нам; долготерпел, поелику видел терпение на главе Божией; милосердствовал, поелику спасен милосердием; кроток был, яко известися, что реки благодати текут низу, а не верху; воздержен был, яко весь Богом обладанныи. Се путь, верным подлежащий, се путь - и пойдем по нему. Аминь.

Примечание
1. Название слову дано составителем.

© Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Да подражаем его вере. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение