страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Свт. Филарет
Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (о силе благословения [1])

Произнесено в Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля 1833 г.

В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается. Притч.11:11

Вот необыкновенный род строительного искусства, который, вероятно, не всем известен, а иным покажется вовсе несбыточным. Город созидается - чем, думаете? Богатством? Художеством? Властью? Многолюдством? По мнению Соломона, не тем, а добрыми словами добрых людей, в благословении правых. И напротив, город разрушается - чем? Оружием врагов? Огнем? Водою? Землетрясением? Опять не тем, а злыми словами злых людей: Усты нечестивых раскопается. Как могущественно и благотворно, по мнению Соломона, благословение! И как разрушительны слова злобные.

Но если бы Соломон не открыл сей тайны слова в Палестине, то мы могли бы домыслиться о ней при внимательном рассмотрении места, где теперь находимся. Была здесь безлюдная, ни руками человеческими не возделанная, ни же следами человеческими не ознаменованная пустыня. Но явилось здесь благословение одного праведника или еще немногих с ним - и совершилось то, что праведному и богоугодному мужу предсказано пророком: Созиждутся пустыни твоя вечныя, и будут основания твоя вечная родом родов, и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреде упокоиши (Ис.58:12). Пустыня уподобилась градам, благоустроением и многолюдством, создалась крепче градов, потому что не падала и во время неоднократного падения царствующего града; воздвиглась выше градов, потому что под сень ее приходят обитатели градов и весей, приносят здесь праведнику дары, которых он никогда не искал, и честь, от которой всегда убегал, - и все сие делают потому, что видят на ближних, испытывают на себе, как могущественно и благотворно благословение сего праведника.

Сие располагает меня к некоторым размышлениям о благословении, которые, может быть, и для других окажутся неизлишними.

Благословение по своему имени происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию божественного мудреца Иоанна, что в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово... в Том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин.1:1,4). Поелику человек сотворен по образу Божию, то из сего самого заключить можно, что и в даре слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит сию мысль до высочайшей степени знаменательности, когда говорит, что та самая жизнь, или сила, которая есть в Боге Слове, соделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове. Итак, поелику Бог Слово рече, и быша, и притом вся добра зело, то неудивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слова, Которого живот бе свет человеком, из глубины благости сердечной изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо.

Предложенное теперь размышление должно быть достоверно, поелику основано на непреложной истине Священного Писания. Но, дабы кто не усомнился в том, верно ли из Истины Божественной извлечено наше заключение, представляем вам свидетельство святого мужа, который из одного с нами начала вывел одинаковое с нами заключение. Глубокий при всей простоте слова созерцатель вещей божественных и человеческих Макарий Египетский о состоянии человека, "когда он еще небесного образа был причастник", пишет следующее: "Доколе Слово Божие было с ним и хранил заповедь, все имел". И далее: "самое Слово в нем сущее, было ему вся, то есть, оно было ему и разум, и чувство, и наследие, и учение. Что бо Иоанн глаголет о Слове? В начале бе Слово (Ин.1:1). Видиши, что Слово было вся". И еще: "Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу" [2].

"Слово Божие было человеку все, в Слове Божием имел он все", - говорит святой Макарий. Я только договариваю: "Слово Божие было человеку и могуществом его собственного человеческого слова, в Слове Божием имел он и силу благословения". Неудивительно, если сила и была велика - сие, напротив, очень естественно, когда она так близко происходила от Божественного начала. Гораздо страннее было бы представлять ее столь же ограниченною в человеке совершенном, как и в человеках, отчужденных от жизни Божией.

Обыкновенный разум человеческий не знает духовного могущества слова и даже боится догадок об оном. Сему почти так и надлежит быть, поелику он берет образы своих познаний уже не с того человека, который сотворен по образу Божию, но с того, который, ниспадши с сей высоты грехом, приложися, как говорит псалмопевец, скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13). И сему-то человеку принадлежит и самый сей разум, который теперь рассуждает о способностях и силах человека. Какой же мудрости ожидать от такого разума?! Он, как слепой, осязает глаз и, не могши ощупать в нем света, заключает, что солнца точно так же нет на небе, как нет у него в глазах, и что верить бытию и действию солнца и света было бы суеверие и мечтательство. Сему слепцу нужен, да для него именно и написан, сей врачебный совет тайновидца: Коллурием помажи очи твои, да видиши (Откр.3:18), вылечись от ослепления грубою чувственностию, помажь око разумений тонкою мазью веры в духовное и божественное - тогда будешь истинно видеть. Притом, если хотим видеть или познавать силу и действие духовное, то надобно и предметом наблюдения избирать не людей плотских, хотя они всегда в глазах, но людей духовных, хотя сии нечасто встречаются, - людей, которые нравственным очищением и самоотвержением уменьшили тяжесть вещества, подавляющего дух человеческий, а постоянным обращением ума и сердца к Богу приближились к Нему, возвратились к причастию Образа Небесного, возобновили внутреннее общение с Словом и Духом Божиим.

Если вы, как должно, расположены к сему роду наблюдения, то мне нетрудно показать вам в опытах, как много заключается в выражении Клеопы: Муж силен словом (см.: Лк.24:19). Словом Иисус Навин остановил солнце. От уст словесе (3Цар.17:1) Илии зависели роса и дождь в продолжение трех лет с половиною. По глаголу Господню, егоже глагола рукою Илииною (16), горсти муки в водоносе и столь же малого количества елея в чванце достало на все время голода. Трикратным дуновением и словом Илии воскрешен сын вдовы сарептской. Елисей исправил злокачественные источники Иерихонские, всыпав в них соль, но как всякий знает, что соль не имеет такой силы, то по необходимости должно заключить, что сила сего действия заключилась в сем слове пророка: Сице глаголет Господь: исцелих воды сия (4Цар.2:21). Словом апостол Петр исцелил хромого и воскресил Тавифу. Не собирая более примеров, замечу в особенности, как ясно в некоторых из приведенных теперь, действие Слова Божия в слове человеческом, как то: в словах Елисея: Сице глаголет Господь - и в словах апостола Петра к хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи (Деян.3:6). В других случаях, по-видимому, иначе, как то: Тавифе тот же апостол говорит как будто своим только словом: Тавифо, востани (Деян.9:40). Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения в том, что и здесь, хотя не проявляется именем и звуками, но действует силою то же самое Слово Божие, обитающее в святом апостоле.

Если же таким образом дознано, что Слово Божие, являясь ли открыто в устах человеков, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные, некоторым образом подражательные творческим действиям Божества, то не менее должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие чрез тех же людей теми же способами изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражательные действиям Божеского Провидения.

Итак, благословлять в сильнейшем значении сего слова - значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий есть благою волею посредствующий между Словом Божиим и творением Божиим.

По сему понятию верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, Ходатай Бога и человеков, Богочеловек, в котором Слово плоть бысть. Вот почему благословение было древнейшею чертою, которою Он означен был еще патриархам, например Аврааму: Благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт.22:18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (см.: Еф.1:3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа, в особенности или в составе имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово.

Из преподавателей заимствованного благословения родители суть некоторым образом естественные посредники между творческим Словом и своими детьми, поелику некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же если благочестие возвышается до силы благодатной. В сем роде удивительны благословения патриархов. Например, благословение Сима Иафету: Да распространит Бог Иафета (Быт.9:27) - теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно еще действует в потомках Иафета - европейцах, которые не престают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы.

Священник есть раздаятель благословения по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: Благословите сыны Израилевы (Чис.6:23). И паки о них же: Да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я (27). И в Новом Завете, когда Господь повелел апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще тайнодействовать во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), Он положил чрез сие в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать оное. По сему судите, достойно ли внимания благословение священства. Не о том думайте, какою рукою или в каком сосуде, но какой Божественной Лозы духовное вино подается вам чрез благословение служителя Христова.

Впрочем, и то справедливо, что, аще кто очистит себе, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое благое дело уготован (см.: 2Тим.2:21). Посему святые, как сосуды верою и духовными подвигами очищенные, благодатию исполненные, любовию отверзаемые и преливающиеся, суть не столько почерпатели и раздаятели благословения на время по должности, по нужде, сколько живые потоки благословений, неистощимо текущие и орошающие. Благословение Христово непрестанно льется в них и переливается чрез них, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его; яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския. Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Пс.132:2-3). Оно изливает свет и мир в души, цельбу в тела, благопоспешество в начинания и дела, благоустройство в места, невидимую, но богато и разнообразно плодотворную небесную росу на землю.

Иудеев посылали за благословением в Иерусалим, на горы Сионские, яко тамо заповеда Господь благословение (Пс.132:3). Колико благополучнее мы, христиане! Для нас оно и более открылось, и более приближилось. И тамо и здесь заповеда Господь благословение. Уразумеем же благословение.

Как вожделенно должно быть то, чего сам вседовольный Бог желает! А Он желает, Он требует Себе от нас и от всех Своих творений благословения: Благословите Господа, вси раби Господни (Пс.133:1). Благословите Господа, вси ангели Его; благословите Господа, вся дела Его (Пс.102:20,22). Возлюбим же и мы благословение, и, во-первых, собственно Христово благословение.

Преклоним сердце и пред всяким благословением святыни по той же причине, что в оном нисходит благословение Бога Слова.

Родители! Не забывайте благословлять детей своих любящим сердцем и старайтесь возвысить силу вашего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную.

Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо чрез оное по вере можете получить благословение Отца, из Негоже всяко Отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад (Сир.3: 8-9).

Поелику во всяком неложном благословении чрез благословляющего человека сокровенно течет благотворное Слово Божие, то помыслим, братия, какую духовную выгоду имеем мы, когда благословляем. Тогда, как мы отверзаем сердце наше человеку, подавая благословение, Бог Слово изнутри отверзает вход в сердце наше Своему благословению. Подавая человеку, мы приобретаем от Бога. Посему примем как духовное благодеяние и будем искренне исполнять и сию Христианскую заповедь: Благословляйте гонящия вы; благословите, а не кляните (Рим.12:14). Верное исполнение сего верно соделает нас благословенными Отца Небесного, которых Иисус Христос призовет наследовать уготованное таковым Царствие от сложение мира. Аминь.

Примечание
1. Название слову дано составителем.
2. Преподобного отца нашего Макария Египетского, нареченного Великим, духовные преполезные беседы о совершенстве. М., 1820. Ч.1. Беседа XII. §6-8. С.168-170.

© Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Да подражаем его вере. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение