страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово к восприемлющим обет сердобольных вдов, 1821 г.

Вдовицы чти сущия истинныя вдовицы (1Тим.5:3), - пишет Апостол Павел к Тимофею, епископу Ефесскому. Здесь и теперь прилично воспомянуть сию Апостольскую заповедь.

Дабы правильно разуметь изречение Апостола, надлежит знать, что в первые времена Христианства, кроме известного, никогда не изменяемого чина священноначальственного и священнослужебного, учрежден был в Церкви некоторый особенный разряд служебных лиц из женского пола, которые назывались вдовицами потому, что избираемы были действительно из вдовиц, а иначе диакониссами, то есть служительницами, потому что должность их была служить Церкви по некоторым ее поручениям. Им поручаемо было между прочим попечение о бедных, хождение за больными и - особенно во времена гонения на Церковь - посещение исповедников веры в темницах. Сим вдовицам и ради сих полезных служений оказывать уважение завещевал Апостол, когда писал к Тимофею: Вдовицы чти.

Прошли времена гонений. Христианское человеколюбие могло действовать свободнее прежнего. Казалось, менее нужными сделались и особенные служительницы Христианского человеколюбия. Между тем соблазны между самими Христианами умножались. Казалось, нужнее сделалось удаление от обращения в смешенном обществе Христиан, большею частью слабых и ложных. Апостольское учреждение вдовиц скрылось в уединенных обителях и пустынях.

Теперь смотрите, как дух истинного Христианства, проходя сквозь изменения времен, сквозь разнообразие народов, остается, однако, всегда одинаков и сам себе подобен, как еще и ныне возобновляет он первые свои благотворные действия в подобном прежнему виде и в подобной силе. Монархиня, матерь благословенного из Монархов - следственно, благословенная из матерей, с сей высоты земного благополучия глубоко нисходит к страждущему человечеству и является матерью сирот, вдовиц, оставленных, беспомощных, болящих. Будучи не только человеколюбива, но изобретательна в человеколюбии, она из призренных человеколюбием устрояет себе новые орудия человеколюбивого призрения. Так, между призренными ею вдовицами она взыскивает истинных вдовиц, способных и расположенных верно проходить служение человеколюбия; по чувствованиям собственного сердца нарекает их сердобольными и, торжественно посвящая их в служение болящим ради пользы, трудности и святости сего служения, чтит их особенною честью, утвержденной державным соизволением благочестивейшего Монарха.

Таков жребий, приемлемый ныне вами, Боголюбивые и человеколюбивые сестры о Господе! Уже называю вас Боголюбивыми и человеколюбивыми по уверению, что вы уже испытаны и обретены достойными торжественного служения Христианскому человеколюбию. По долгу же вверенного мне служения напоминаю вам, что Евангелие усвояет честь только истинным вдовицам, и сего ради завещаваю и молю: готовясь теперь произнести пред Всевидящим Богом обет сердоболия и принять честь сердобольных вдовиц, восприимите, возобновите искреннее и чистое желание быть истинно сердобольными вдовицами, Боголюбивыми и человеколюбивыми.

Посмотрите на образ истинной Христианской вдовицы, написанный в Евангелии: Истинная вдовица и уединенная уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и нощь (1Тим.5:5). Если сократить сие в одну черту, сие значит, что она должна быть благочестива или Боголюбива. Далее Апостольское учреждение при избрании вдовицы требует о ней изыскания, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбных снабде (1Тим.5:10). Сие значит, что она должна быть деятельно человеколюбива. Вот образ вашего служения! Приближаясь к сему образцу, вы будете приближаться к совершенству в своем деле. Надобно вам часто взирать на сей образ оком ума и с новым всегда вниманием стараться изобразить оный в сердце.

Чем искреннее будете вы человеколюбивы и Боголюбивы в сердце, тем менее трудности будете вы находить в делах служения вашего, тем более успеха, тем более блаженства!

Предварительным опытом, конечно, вы узнали уже некоторые трудности восприемлемого вами служения. Как может облегчать их любовь, сие можно усмотреть из обыкновенных случаев жизни. Отчего, например, мать часто в глубокую ночь непринужденно бодрствует над своим младенцем, а кормилица не может победить сна? Не силою ли матерней любви уничтожается трудность долговременного бдения? Если таким образом естественная человеческая любовь облегчает трудные дела, менее ли сильно будет благодатное человеколюбие, одушевляемое силою любви Божественной? Если будете помышлять, что все человеки по природе суть одно в первом человеке и, разделясь, как потоки одного источника, паки сливаются в одно по благодати в Иисусе Христе, если сообразно с сим размышлением будет чувствовать и сердце ваше, что между вверяемыми попечению вашему точно нет ни одного чужого, - то попечение о ближних не будет разниться от попечения о себе, а свое бремя не тяжко, как говорит опытное присловие. Если будете помышлять, что не иначе живем и не имеем иной надежды жить, как любовью и милостью Отца Небесного, что каждую минуту Он совершает для нас более благодеяний милования, хранения и помощи, нежели мы можем совершить для других во всю жизнь нашу, то вы всегда будете чувствовать, как мало и ничтожно то, что мы делаем для ближних, а потому возжелаете иметь и любовь Божия даст вам крила огня (Песн.8:6), чтобы легко и быстро лететь на всякое служение ближнему.

В то же время, как истинная любовь к Богу и ближнему облегчает труд служения страждущему человечеству, она же производит от сего труда обильные плоды. Не любящий как сам пребывает в смерти (1Ин.3:14), так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал (1Кор.13:2), бездушно. Но, когда истинная Христианская Любовь пронзает и отверзает сердце, тогда в нем и во всех его излияниях являются исходища жизни (Притч.4:23). Слово утешения от сердца, исполненного Христианскою любовию, как поток жизни, проливается в сердце страждущего; самый взор с таким сердцем как луч света проникает в душу, омраченную печалью. Если точно сия любовь управлять будет вашим служением страждущему человечеству, то и телесные дела сего служения по тайному благословению Верховного человеколюбца - Бога спасительны будут для тела болящих и душевные ваши расположения будут приносить им душевное облегчение, вожделенное само в себе и опять естественно благотворное для здравия телесного, но, что еще важнее, ваше истинное Христианское человеколюбие будет для них непрестанным Христианским поучением - ваше упование на Бога может подкреплять их против уныния и страха смерти, молитва веры вашей может быть целебнее всякого врачевства и для тела и для духа их. Для сего Апостол, дав заповедь, болящему призывать пресвитеры церковные, да молитву сотворят над ним (Иак.5:14), дабы не подумали, что сим исключается молитва прочих, тотчас присовокупляет общее наставление: Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16).

Наконец, то же Христианское благочестие и человеколюбие, которое одно может сделать служение ваше в высочайшей степени благотворным для ближних, оно же - и оно единое - может совершенно наградить вас за подвиги и соделать блаженными. Земная почесть и воздание недолго утешают и тех, которые пристрастны к земному, а еще менее тех, которые беспристрастно полагают цену вещам. Блажен, кто не так располагает жизнь и дела свои, чтобы только на земле и от человеков восприять мзду свою (Мф.6:2)! Блажен, кто, не останавливаясь на земном, простирается к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп.3:14)! Для сего и земная почесть вам изъявляется знамением Креста, чтобы и она вам напоминала о почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Желаете ли вы приобресть в несомненной надежде сию почесть и утвердить ее за собой навеки? Дайте любви Христовой располагать делами вашего служения. Она, во-первых, сделает для вас то чудо, что ваше служение страждущим ближним превратит в служение Самому Иисусу Христу, Который дал ей на то полномочие, когда сказал: Понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Что же может быть выше и сей, хотя еще тайной, почести, что более сего, хотя и сокровенного, блаженства, что сладостнее одной мысли - служить Самому Иисусу Христу?! Но вследствие сего служения сердобольная любовь, если вы до конца ей последуете, возведет вас и к той царственной почести, к тому высочайшему званию, когда и вас со всеми Святыми торжественно звать будет Царь царствующих: Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34). Ибо, скажет Он собственно вам: Я был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

Вступите же радостно в сей благословенный подвиг и проходите его неослабно при содействии благодати Христовой. Для укрепления себя в оном каждый раз, когда будете возлагать на себя крест, даруемый вам в знамение сердоболия, вспоминайте сердоболие Господа нашего Иисуса Христа, Который из любви к страждущему человечеству исцелял всякий недуг и всякую болезнь и Сам волею пострадал и умер на Кресте, дабы всех нас исцелить от смертоносной болезни греха. Воспоминайте сердоболие Пречистой Богоматери, которая с пронзенным сердцем предстояла Кресту и погребению Сына своего, подавая нам пример сострадания. Сими воспоминаниями прививайте себе чистую и спасительную болезнь человеколюбивого сострадания - пусть болит ею сердце ваше; сия святая болезнь и для больных и для здоровых будет источником исцеления. Аминь.

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.160-164.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение