страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, 1821 г.
И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу (Лк.2:13)

Ныне Ангелы проповедуют вам, Христиане, и Ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди, что может быть лучше сего поучения и нужно ли после сего другое? Ангел является и проповедует человекам: Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас (Лк.2:10,11). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: Аминь - и прославить Бога за сие благовестие. Но с Ангелом-проповедником Ангелы же являются и слушателями. И внезапу, то есть как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: Слава в вышних Богу! Восклицают же так, что не только горние, им принадлежащие обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтобы и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак, будем послушны поучению Ангельскому. Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс.94:1). Слава в вышних Богу! Но вы уже и пришли радоваться о Рождестве Спасителя. Славословие, которое Церковь переняла у Ангелов, оглашает не только храмы Божии, но и жилища ваши. Проповедь Ангельская, несмотря на то, что произнесена за столько веков, оказала и ныне свою силу - дело, кажется, совершено.

Надлежало бы теперь земным служителям слова умолкнуть и успокоиться, когда действуют проповедники небесные. Но их проповедь краткая и многозначащая, их славословие внезапное невольно возбуждают к удивлению, а чрез удивление к исследованию и размышлению. Притом всходит на мысль, что, когда Небесные Силы проповедовали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме немногих пастырей, весь дольний мир погружен был в сон и не слышал их проповеди и славословия. "Неужели, - скажут, вероятно, некоторые, - неужели и мы среди ясного дня Господня можем продремать великое славословие Церкви?" Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: Востани слава моя! (Пс. 56:9) Испытаем и мы размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего пробуждать нашу славу или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.

Слава в вышних Богу!

Не прежде как при рождении Иисуса Христа земля слышит сие Ангельское славословие. Для чего не прежде? И прежде не имел ли Бог славы в вышних?

Так! Бог имел высочайшую славу от века. По изречению одного ясновидца славы Его, Он есть Бог славы (Деян.7:2), то есть с самым именем, с самым существом Его соединена слава, так что Он не был бы и Богом, если бы не имел славы.

Слава есть откровение, явление, отражение, облачение внутреннего совершенства. Бог от вечности открыт Самому Себе в вечном рождении единосущного Сына Своего и в вечном исхождении единосущного Духа Своего, и, таким образом, единство Его во Святой Троице сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славою. Бог Отец есть Отец славы (Еф.1:17), Сын Божий есть сияние славы Его (Евр.1:3), и Сам имеет у Отца Своего славу, прежде мир не бысть (Ин.17:5), равным образом Дух Божий есть Дух славы (1Пет.4:14). В сей собственной, внутренней, славе живет блаженный Бог превыше всякой славы, так что не требует в оной никаких свидетелей и не может иметь никаких участников. Но как по бесконечной благости и любви своей Он желает сообщить блаженство Свое, иметь благодатных причастников славы Своея, то подвизает Он Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в сем, так сказать, кругообращении славы Божией, состоит блаженная жизнь и благобытие тварей. Так Херувимы стоят пред Престолом Господним в полноте славы Его и во славу Пресвятой Троицы взывают друг ко другу трисвятую песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф; они закрывают лица свои (Ис.6:2, 3), потому что существенная слава Божия есть свет неприступный (1Тим.6:16) и для вышних тварей. Они окрест и внутрьуду исполнены очей, потому что желание созерцанием приобщаться славы Божией все существо их делает оком. Они покоя не имут день и нощь (Апок.4:8) не потому, чтобы им возбранен был покой, но потому, что блаженство, которым преисполняется их созерцание и причастие славы Божией, как будто из переполненного сосуда, непрестанно изливается в радостном журчании славословия, и таким образом слава, яже от единаго Бога (Ин.5:44), возвращается к Богу. Так человек в своем первобытном состоянии был образ и слава Божия (1Кор.11:7) и без одежды не знал наготы, будучи одеян сею славою. Так и видимые небеса поведают славу Божию, день дни отрыгает о ней глагол и нощь нощи возвещает разум (Пс.18:2,3).

Но если таким образом слава Божия пребывает от века в Боге и в самых тварях, не только в невидимых, но даже и в видимых, возвещается давно и непрестанно, то для чего при Рождестве Иисуса Христа новым и нечаянным образом провозглашается оная с неба на землю как нечто неизвестное и неслыханное? Христианин! Здесь твоя чреда быть оком, и особенно внутрьуду, стань добре и созерцай - здесь есть слава и тайна, слава заключенная в тайне, тайна, открытая в славе.

Человек остановил в себе присноживотное обращение славы Божией, решась не возвращать ее Богу, но присвоить ее себе в надежде, по обещанию обольстителя, самому быть, яко Бог [Быт.3:5]. От сего в духовном человеке произошло нечто подобное тому, что происходит в чувственном человеке, когда останавливается обращение крови. Человек духовно умер для славы Божией или по крайней мере омертвел так, что в нем остались слабые в сравнении с прежним состоянием движения жизни душевной, омраченной, обнаженной, болезненной и тленной. Поелику же и во всем видимом мире слава Божия распространялась преимущественно чрез человека, отражаясь в нем, как в образе Божием, то, сокрывшись от человека, она уже не столь ясно, как вначале, просиявает и во всем видимом мире. Хотя очистивший чувства псалмопевец и после сего слышал глагол небес, поведающих славу Божию, и звук их проходящий по всей земле [Пс.19:1], но сей звук, без сомнения, уже не так высок и великолепен, как был вначале, ибо тогда слышны были только величественные и сладостные звуки жизни и согласия, а ныне к ним примешиваются раздирающие звуки страдания и шум разрушения. Сие печальное затмение славы Божией в мире омраченные грехом человеки довершили тем, что, все желания и помышления свои погрузя в твари, изменили славу нетленного Бога в подобие образа тления человека, и четвероног, и гад (Рим.1:23).

Бог славы, ведая, что без славы Его нет блаженства для Его тварей, употреблял, скажем по-человечески, многоразличные и необыкновенные усилия, дабы паки проявить ее в человеках, но сии усилия долго казались тщетными и в самом деле были только более или менее отдаленными и частными приготовлениями к действительному всеобщему единственно возможному явлению славы Его между теми, которые лишены ея потому, что вси согрешиша (Рим.3:23). В самые первые минуты отлучения человека от славы Божией Бог искал его, дабы возвратить к ней: Адаме, где еси? [Быт.3:9] Но грешник не мог сносить ее присутствия, бежал и крылся от нее. После, дабы соделать ее доступной человекам, Бог облекал ее иногда в явления Своих Ангелов, но и сие приводило в ужас человеческую природу и не могло посредствовать в общении ее со славою Божией. Увы мне, Господи, Господи, - вопиет Гедеон, - яко видех Ангела Господня лицем к лицу (Суд.6:22). Смертью умрем, - взывает Маной, - яко Бога видихом (Суд.13:22). Народ Израильский, сколь ни тщательно по наставлению Самого Бога чрез Моисея приготовлен был к явлению славы Божией на Синае, даже стоя в отдалении, не выдержал сего явления и рекоша Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх.20:19). Что сказать о тех явлениях славы Божией, когда по исполнении меры беззаконий человеческих на восходящий к Богу вопль не мог Он, не изменив святости Своей, ответствовать гласом любви и милосердия, но ответствовал грозными и карающими судьбами Своего правосудия, как было, например, в осуждении Каина, во всемирном потопе, в истреблении Содома? Бог славы гремел (Пс.28:3), земля трепетала, человек исчезал - где было радоваться? Кому славословить?

Что же, наконец, творит неистощимый в средствах милования и спасения Бог, дабы восстановить человека в упование славы? Поелику человек не дерзал приблизиться к Богу и приобщиться славы Его, Бог приближается к человеку и приобщается его уничижения. Дабы грешник не убегал более присутствия Божия, Сын Божий является ему в подобии плоти греха (Рим.8:3). Дабы немощная тварь не исчезла от славы всемогущего Творца, Он уже не облекается во исповедание и в велелепоту (Пс.103:1), но в немощное и немотствующее младенчество и в убогие пелены. Как искусный врач, видя, что болящий страшится сильного врачевства, скрывает сие врачевство под иным видом, и таким образом врачевство принято и больной спасен, так и Небесный Врач душ и телес, видя, что человечество, зараженное смертоносной болезнью греха, страшится Божественного, между тем как ничем не может быть излечено, кроме Божественного, заключает Божество Свое в образ человечества. И таким образом, человеческий род, прежде нежели узнал, действительно вкусил Божественное, всецелебное врачевство благодати. Как же скоро Божество в человечестве, то и вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, поданы (2Пет.1:3), и потому наша немощь восполнена будет силою Божией, наша неправда изглажена будет правдою Божией, наша тьма просвещена будет светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнию Божией; в самом сокрытии для нас славы Божией мы получаем надежду славы, и, когда слава сия откроется, она не ослепит, не устрашит, не разрушит нас, но, просияв в нас, просветлит и весь мир, в котором мы ее затмили. Христос в вас, упование славы (2Кор.13:5), - обнадеживает Апостол. Се славная тайна и таинственная слава настоящего дня! Небесные служители света прежде нас увидели зарю сея славы и тотчас, обратясь к нам, воскликнули: Слава в вышних Богу! Теперь уже не заря, но полный день сей славы, да восстанет и наша слава, да взыдет взаимно к небожителям, да вознесется в радостном восхищении сердец к самому Престолу Всевышнего: Слава в вышних Богу!

Братия! Помыслите, что Ангелы так торжественно прославляют Бога не за их спасение, но за наше. С какою же ревностью должны мы прославлять Его за себя самих! Кто даст мне искру небесного огня, Ангельской любви к Богу, чтобы я мог возжечь ею сердца ваши к Ангельскому, неумолкному, не имеющему покоя славословию? Ибо знаю, что мир уже готовится заглушить в душе вашей отголосок Ангельского славословия шумом празднующих, суетными беседами, пением, растлевающим чистоту духа, отягчить сердца ваши объядением и пиянством (Лк.21:34). Берегитесь, чтобы Бога, Спасителя своего, прославляемого словом в храме, не оскорбить делами в доме. Зане токмо прославляющих Мя прославлю, - глаголет Он, - и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). И не испытали ль уже мы недавно сего бесчестия тяжким опытом, так что Господь не только домы наши предал хищению и огню, но и храмы Свои уничижил? За что иначе, если не за то, что мы жизнью, недостойной славы Его, уничижили Его в домах наших и нерадением о благочестии уничижили Его во храмах? Но се, Он и паки помиловал и прославил нас - прославим Его, чтобы вновь не подвигнуть на себя Его негодования, которым столь необыкновенно мятущийся чин природы уже нам угрожает. Дадите славу Богови! (Пс.67:35) Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших! (1Кор.6:20) Аминь.

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.164-169.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение