страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово в неделю двадесятую по Пятидесятнице, при воспоминании освобождения Москвы от нашествия Галлов и при продолжении молитв об избавлении от губительной болезни, 1830 г.

Еще праздник: и еще слышится мне грозное слово Господне: Превращу праздники ваши в жалость, и вся песни ваша в плач (Амос.8:10).

Мы воспоминаем ныне и хотели бы праздновать освобождение сего града от четыредесятидневного одержания жестокими врагами. Хотим торжественными песнями славословить Бога избавителя. Востани, слава моя; исповемся Тебе в людех, Господи (Пс.107:3,4).

Но что град? Что там люди? Не новое ли трудное поприще времени проходят? Несколько сот болящих страждут, многие здравые состраждут болящим, некоторые оплакивают умерших, малодушные связаны страхом, благоразумные не столько, как обыкновенно, свободны по причине осторожности, человеколюбивые носят в сердце чувствование общего бедствия, благоговейные поникли пред грозящим перстом Вышнего.

Что же превозможет? Праздник или жалость? Песни торжественные или плач? Ибо трудно согласить и соединить сии противоположности. Почему премудрый Соломон и распределяет оные на разные времена. Время, говорит, рыдати, и время ликовати (Еккл.3:4).

Видно, не славу пробуждать, и не торжественные песни воспевать нам ныне. И сие не потому, чтобы позволительно было во время прещения Божия прекратить благодарение Богу за Его прежние благодеяния. Нет! Должно и во дни гнева Божия с благодарением воспоминать прежние по гневе милости Божии, как потому, что сего требует справедливость, так и потому, что сие должно подавать нам надежду возобновления милости к нам Божией и по настоящем гневе Его. И не только за прежние благодеяния Божии, но и за настоящее скорбное посещение Божие должно благословлять Бога, по примеру Иова: Яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1:21). Но как и праведный Иов при столь благодатном чувствовании сердца уступил немощи естества человеческого и с самым посещением Божиим, которое было скорбное, а не радостное, сообразовался тем, что востав растерза ризы своя и остриже власы главы своея, и посыпа перстию главу свою (Иов.1:20) в знамение печали, то и нам приличнее ныне образ печали, нежели радости, и по духовной немощи нашей, и по смирению пред грозным посещением Божиим, и наипаче по греховности нашей. Ибо как посещает ныне нас Бог, без сомнения, по грехам нашим, то всего паче потребно для нас покаяние, а с покаянием сообразнее печаль, нежели радость, только бы печаль была по Боге, Которого мы оскорбили грехами нашими. Печаль бо, говорит Апостол, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10).

Покоримся судьбе Божией во всем, последуем всякому мановению Провидения. Примем как часть наказания Божия и то, что во славу Божию совершаемое нами служение не может ныне совершиться с подобною прежней радостию, торжественностию и пространством общения [1].

Переймем приличное настоящему времени слово и глас от болевшего до смерти, но потом чудесно исцелившегося Езекии: Яко ластовица, тако возопию, и яко голубь, тако поучуся: исчезосте бо очи мои, еже взирати на высоту небесную ко Господу (Ис.38:14). Не для того извлекаю из священных книг сии давние жалобные звуки, чтобы сделать более горькою нашу настоящую печаль, но чтобы показать образ печали спасительной. Тяжкая болезнь и преждевременная близость смерти опечалила Езекию, однако печалился он без ропота на Бога, без нетерпеливости, не теряя надежды. Он вопиял к Богу со страхом Божиим, в сем разуме уподобляет он себя робкой ластовице. Он молился с кротостию и смирением, сие изображает он подобием голубя, тихо стенающего. И когда первые молитвенные взывания его казались не услышанными, он не предался отчаянию, но продолжал возносить прилежную и непрестанную молитву, и даже тогда, как молитвенный глас оскудевал в устах его, не преставал исчезающими, но еще умоляющими очами взирати на высоту небесную ко Господу. И что же наконец? Милосердый Господь не презрел печали благочестивой, не отверг молитвы усердной и постоянной. Избави мя, сказует Езекия, и отъя болезнь души моея; и Той сотвори путеводство во вся лета моя [Ис.38:14-15].

Да вопием, братия, и мы в настоящей печали нашей к Богу со страхом и смирением, с верою и упованием, с усердием и постоянством: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление (Пс.129:6). Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит (1Цар.2:6).

Господи Иисусе Христе! В Тебе живот бе от века, в Тебе живот явися во времени, Ты имаши ключи ада и смерти [Апок.1:18]. Ты во днех плоти Твоея многими и различными образы подавал человекам жизнь и исцеление, дабы никто, ни в каких обстоятельствах, не оставался без надежды Твоей помощи. Ты не только возложением рук и прикосновением риз исцелял болящих, но и ставшим издалеча прокаженным без прикосновения целебную силу преподал, и сыну мужа царева, не являя лица Твоего, заочно не менее действительное слово исцеления послал. Ты и языческой жены Хананейской докучливую молитву не отверг, и исповедуемую отцом отрока беснуемого скудость веры благодатию Твоею дополнил. Ты для воскрешения дщери Иаировой на призывание отца ее склонился, для воскрешения Лазаря не призванный пришел и сына вдовицы Наинской, никем кроме Твоего милосердия не умоляемый, воскресил. Где суть милости Твоя древния, Господи? (Пс.88:50). Ибо хотя не обитаеши с нами видимо, но, по непреложному Твоему обетованию, се с нами еси во вся дни до скончания века [Мф.28:20]. Если по грехам нашим так сильно возмогает смерть, да не престанет являться и живот Твой в мертвенней плоти нашей [2Кор.4:11], славы ради Твоего имени. Не отвергни наших молений несовершенных и недостойных, не умножи гнева Твоего за наше маловерие и нечувствие или нетерпение, приими исповедание нашего маловерия, как веру, и печаль нашу, как молитву, и когда очи наши, к Тебе взирающе, исчезают от немощи, да ходатайствует пред Тобою за нас само Твое беспредельное милосердие. Виждь вдовиц, угрожаемых бесчадием, виждь младенцев, иже не познаша десницы своея, ниже шуйцы своея [Ион.4:11], не понимающих также ни вины, ни бедствия сиротства, им предстоящего. Виждь, и милосердуй, и невидимо посли в нас слово Твое утешающее, исцеляющее, животворящее, и глагол Твой да не возвратится к Тебе тощ. Аминь.

Примечания
1. В прежние годы в сей день собиралось в Успенский собор все духовенство столицы. Ныне все приходское духовенство оставлено при своих местах, дабы находилось в близости и готовности для подавания пособий Веры внезапно занемогающим. В Успенский собор созвано было только духовенство соборов и мужских монастырей. (Очевидно, примечание автора, или первых публикаторов проповеди. - Примеч. сост.)

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.281-183.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение