страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово в день обретения мощей Святителя Алексия, 1841 г.
Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости: учаще и вразумляюще себя самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви (Кол.3:16)

Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных по руководству Христовы Церкви, то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви Святых, и в числе их на прославляемого ныне светильника Церкви Росссийския.

Ибо какие средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали, и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех, и пениих, и песнех духовных по чину церковному воссиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил Церковь его мудростию и святынею и еще озаряет благодатию чудодейственною.

Какой же простой путь - упражнением в слове псалмопения дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих! И притом путь, конечно, верный, потому что его указал Апостол Павел, потому что им прошел Святитель Алексий.

А если так, то и удивления, и сожаления, и заботливого размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и недалеко достигают - долго упражняются в церковном и домашнем Богослужении, но и после столь обильного сеяния духовного семени в их чувства и мысли не только сторичного, ниже тридесятичного плода духовного в них не видно.

По устроению и чину Христовой Церкви мы все ученики слова Христова, соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения.

Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех, и пениих, и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Под именем слова Христова в наставлении Апостола, по руководству других его изречений, надлежит разуметь, во-первых, начала Христова слова (см.: Евр.6:1) или первоначальное Христианское учение о покаянии от мертвых, то есть греховных дел, о вере в Бога, о воскресении мертвых и суде вечном; во-вторых, слово крестное (1Кор.1:18), или учение о спасении человека грешника крестным страданием и смертию Богочеловека Иисуса Христа; в-третьих, премудрость Божию в тайне сокровенную (1Кор.2:7), открытие высоких таин Божества Духом Святым, испытание духом глубин Божиих (1Кор.2:10), - многое, о чем знающие говорить большей частию не смеют и не умеют и о чем не знающие мы напрасно усиливались бы плодить немые речи.

Великое и необъятное слово Христово! И чего же в отношении к сему слову требует Апостол от учеников своих? Слово Христово, говорит он, да вселяется в вас. Это не то, что слушать по временам сие слово из уст другого, или своими устами произносить, или уметь иногда приводить оное на память. Требуется, чтобы оно в нас вселялось и, следственно, жило в нас. Каким образом? Так, чтобы другие мысли в ум, другие желания в сердце были принимаемы, как гости, допускаемы, как пришельцы, на время, по нужде, а слово Христово было постоянной мыслию в уме, господствующим желанием в сердце, душою во всей деятельности. Нескудный наставник дополняет: Да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, то есть надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи, чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждою и до вас не принадлежащею, но со смирением устроили ум ваш к Божественному созерцанию и сердце ваше к небесным ощущениям.

Но как все сие сделать? Искусный наставник для великого дела предлагает довольно простой способ или - чтобы нам понять его раздельнее - в одном способе заключает два.

Апостол предлагает, во-первых, псалмопением упражнять ум: Учаще и вразумляюще себе самех, в псалмех, и пениих, и песнех духовных. Какой удобный способ образования духовного! Не посылают вас в училища на продолжительные и трудные уроки, для чего у многих недостало бы или времени, или способности, не заставляют далеко искать превосходных наставников, если таких нет в виду, - вам предлагается род самообучения и взаимного обучения в Христианстве. Упражняйтесь, говорят вам, во псалмех и песнех духовных, это не столько труд, сколько увеселение духовное, только делайте сие не просто и без внимания, но с сим вместе учите и вразумляйте сами себя и друг друга. Когда слышишь или произносишь слова псалма или другого духовного песнопения или церковного чтения, собирай в них мыслящую силу твою, углубляй внимание твое, примечай, какая в оных заключается истина, или какая открывается тайна, или какое преподается правило жизни. Если не снопами, как богатые, то хотя, по подобию бедных, малыми класами и зернами собирай на великой ниве Церкви семя жизни - довольно и сим образом соберешь, чтобы засеять твою малую духовную ниву. Если встречаешь невразумительное для тебя и если притом любопытство побуждает тебя искать уразумения, обратись к другому внимательному и опытному, и преимущественно к поставленному Церковию наставнику - да последует одному от другого вразумление в том, что кому открылось. Случится ли, что и ближний твой так же, как ты, недоразумевает, обратись опять к тем же псалмам, и они подадут тебе помощь против сего затруднения, научая тебя взывать в молитве к Богу: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего (Пс.118:18). Тихая молитва, как безмолвная Мария при ногах Христовых, несравненно более научается, нежели самодеятельный суетливый, как Марфа, разум, молвящий о мнозе, со своими мудрованиями и внешними пособиями знания. Посмотрите, как Архангел Гавриил преподает Даниилу откровение таин и вместе изъясняет способ, каким достиг Пророк до сего высокого познания. Еще глаголющу ми в молитве, сказует о себе Пророк, и се, муж Гавриил, парящ: и вразуми мя, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум: в начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний еси ты (Дан.9:21-23). Чудное училище Божественное! Ученик на земли, учитель на небеси, не успел ученик изъявить желание небесного наставления, как молния откровения блистает на небесах и слово Божественное нисходит на землю в устах вестника небесного. Ты должен получить ведение, говорит Архангел Пророку, потому что ты человек молящийся: Яко муж желаний еси ты [Дан.9:23]. Да не подумает слушающий сие: до меня сей пример не касается, ибо я не Пророк. Что нужды, что ты не Пророк? Из сего можно заключить только, что к тебе, вероятно, не Архангел пошлется и не откровение судеб тебе преподается, но по крайней мере един от меньших Ангелов; тем не менее, по выражению Церкви, верный наставник может вразумить тебя о том, что тебе нужно уразуметь для твоего спасения, только дай ему доступ до тебя путем твоей молитвы: Яко муж желаний еси ты.

Во-вторых, Апостол предлагает псалмопением питать сердце: Во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Если надобно, как то уже несколько изъяснено, чтобы слово Христово жило в Христианине, то, без сомнения, недостаточно было бы стараться образовать оным ум без особенного попечения о сердце. То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, просиявающий в уме истиною и согревающий сердце любовию к добру. Даже преимущественно в сердце открывается духовная жизнь, по крайней мере ближайшая степень ее, на которую восходим из плотской жизни падшего Адама. Так учит древний царственный мудрец: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4:23). Сердце отверзает Господь, дабы человек внимал (Деян.16:14) слову Христову и оно вселилось в нем. В сердца изливается любовь Божия Духом Святым данным нам (Рим.5:5). В сердца посылает Бог Духа Сына Своего, вопиюща: Авва Отче (Гал.4:6). Таковым благодатным действиям Божества на сердце человека взаимным сердечным действием соответствовать и к принятию оных себя располагать учит Апостол, когда увещевает во благодати петь в сердцах наших Господеви. Совершая священное песнопение или участвуя в оном, берегись, чтобы не одними устами участвовать в оном, поелику Господь со гневом жалуется на тех людей, которые к Нему приближаются усты своими только и которых сердце далече отстоит (Ис.29:13) от Него; также не одним слухом, хотя бы то было и не без разумения, потому что не пользует слово слуха, не растворенное верою слышащих (Евр.4:2). Но возбуждай сердце твое, чтобы оно изнутри ответствовало на внешний псалом в духовном созвучии, чтобы оно при воплях покаяния сокрушалось и умилялось, пред глаголами веры и таин благоговело и смирялось, при гласах славословий восхищалось на Небо; когда воспевается любовь к Богу и надежда на него, веселилось и радовалось, при песнях духовных, изображающих духовную, богоугодную жизнь, всеми своими желаниями воскрилялось к сей вожделенной жизни; наконец, чтобы и тогда, когда в устах пение умолкает, оно еще отзывалось в сердце и возобновлялось воспоминанием и повторением благодатных ощущений.

Если кому представится недоумение в том, что Апостол заповедует петь в сердцах во благодати, которая от нас не зависит, а потому, кажется, и заповеди не подлежит, то для ответа на сие можно указать на достойных подражания певцов, имущих гусли Божии, стоящих на мори сткляном, смешенном с огнем (Апок.15:2). Благодать подобна сему морю - так она беспредельна, так водоогненна, ибо и орошает жаждущее сердце, и воспламеняет охладевшее. Ты стоишь, может быть, еще не на сем море, а на земле, потому что к земле привязан помыслами, желаниями, пристрастиями, но сделай шаг и стань на море сткляном, чистом и светлом, отвергни земные пристрастия, желания, помыслы, и ты очутишься во благодати и тогда познаешь, как удобно исполняется Апостольская заповедь - петь в сердцах во благодати.

Таков, возлюбленные соученики, Апостольский урок о вселении в нас слова Христова. Нужно ли напоминать, что сделано Церковию к большему облегчению нашего духовного учения? Псалмы, пения, песни духовные, назидательные чтения избраны из священных книг, дополнены чистыми излияниями Духа чрез уста Богоносных отцев, расположены по дням и часам; небесное училище, вместе и святилище, всякому отверсто. Что ж? Довольно ли учим мы самих себя? Довольно ли вразумляем друг друга? Каковы наши духовные успехи в учении, в житии? Трижды в день мы слышим в церкви Символ святыя Веры, но в чем существенно состоит спасительная истина веры, как мало иные знают! Годы проводят среди псалмов и песней духовных, но слова Христова, в себе вселившагося, не являют плода духовного, каковый есть любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал.4:22), в зрелости и обилии не приносят. Ежедневно слышат в церкви возбуждающий глас: Горе имеим сердца, но возвысить сердца свои не подвизаются, без заботы оставляют их долу, наполненные суетою, одебелевшие, ожесточающиеся, окаменевающие. Что же будет далее? По господствующей привычке и многочисленным примерам, вероятно, все то же. Что же, наконец? Сие учебное время, сия учебная жизнь кончится не как во внешних училищах в известный срок, но совсем неожиданно, и мы призовемся на открытое пред целым светом испытание, еже на Страшном суде Божием. Чем извиним тогда духовную малоуспешность нашу?

Знаю выдуманные на сей случай извинения. Не всем, говорят, быть учителями и богословами, не всем быть Святыми.

То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и Апостол не желает многих учителей (Иак.3:1), и Церковь не многих удостоила имени Богословов. Однако ж никому не позволено в Христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя учителем и Своих последователей учениками? Прежде нежели Христиане начали называться Христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели ли это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? Первее всего учить все народы: Шедше научите вся языки [Мф.28:19]. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в Христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, не для тебя посланы Апостолы, ты не то, чем были все Христиане с самого начала Христианства, я не знаю, что ты такое и что с тобою будет.

Что касается до тех, которые хотят основать себе надежду спасения на сем, конечно не святом, догмате: не всем быть святыми, - довольно сказать против них одно святое слово. Мир имейте - пишет Апостол - со всеми, и святыню, ихже кроме, то есть без мира и святыни, никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Сбудется приговор, произносимый миром против себя, что не всем быть святыми, но что будет с теми, которые не потщатся покаянием, верою, духовным учением, благоговейным житием очиститься, просветиться и рано или поздно имети святыню? Апостол уже решил их участь: Не узрят Господа.

Братия! Да не разлучат нас от Господа нерадение наше и невнимательность. Перестанем думать, если кто думал до сих пор, будто может угодить Ему, исполняя только некоторые обязанности, только наружно и как случится: Бог разумов Господь (1Цар.2:3), Бог же зрит на сердце (1Цар.16:7), Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). И так непременно нужно внутренне приготовлять и устроять для Царствия Божия наш разум и наше сердце. Воспользуемся для сего средствами, кои столь щедро подает нам Церковь, непрерывно нас учащая и вразумляющая, если только желаем учиться и вразумляться. Примем себе в деятельное руководство Апостольское слово, написанное некогда для Христиан Колосских, но точно и не мимо и каждого из нас изреченное Духом Святым: Слово Христово да вселяется в вас богатно, учаще и вразумляюще себе самех во псалмех, и пениих, и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Аминь.

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.349-355.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение