страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово по освящении храма Пресвятыя Богородицы, Взыскательницы Погибших, устроенного при замке пересыльных арестантов, 1843 г.
Всади их во внутреннюю темницу и ноги их заби в кладе. В полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога: послушаху же их юзницы (Деян.16:24,25)

Вот и мы молящеся поем Бога, если не в самой темнице, то близ самой темницы, и ради темницы, и слушают нас юзницы.

Помышляя о том, что здесь ныне совершилось, хочу радоваться радостию человеколюбия, но несколько и страшусь страхом Божьим.

Если бы кому пришло на мысль во дворе темничном построить царский дом, кто не сказал бы, что это несообразно с достоинством дома царского? Как же дерзнули мы во дворе темничном устроить дом более, нежели царский, - дом Божий?

Чистота и святость принадлежит дому Божию преимущественно пред всяким другим местом, хотя, впрочем, не лишенным своей чистоты. Напротив того, темница, и особенно темница осужденных, не есть ли такое место, куда общество человеческое повергает от себя нравственную нечистоту? Итак, сохранится ли чистота, не оскорбится ли святость Дома Божия, когда мы поставляем его в соприкосновенности с темницею осужденных?

Правила Святых удаляют от святых Христовых Таин и едва допускают переступать чрез порог святаго храма людей, обремененных тяжкими грехами, доколь не очистят их совести покаяние, слезы и время, иногда довольно продолжительное. И не удивительна сия строгость, когда и человеческий закон тех же людей, за те же грехи, которые он, обнаружив, называет преступлениями, удаляет от домов и селений непорочных граждан, даже навсегда. Как же теперь святый храм, со святыми Тайнами, сам пришел к сим людям, которым строгость священных правил не дает права приступать к святым Тайнам и едва позволяет входить во храм?

Милостив буди к немощным служителям Твоея святыни, Единый Святый, Единый Господь, Иисус Христос, если мы не довольно строго удаляем от святыни Твоея то, что ее недостойно, если, научась от Апостола Твоего поминать юзники, аки с ними связани (Евр.13:3), мы хотим разделить с ними, что только знаем утешительнейшего для себя, - именно благодать святаго храма и спасительное общение или, по крайней мере, благотворную близость животворящих Таин. Не в темницу ли, не к осужденным ли, не к изгнанникам ли, не к узникам ли пришел и Сам Ты на землю, чтобы основать Твой живый храм, Твою святую Церковь! Ибо что такое вся земля после рая, как не пространная темница? Что человек вообще, как не осужденный преступник райского закона, изгнанник рая, пленник греха, узник бренной плоти, отягощающей душу? И не гнушалась чистота Твоя, не чуждалась святыня Твоя. Ты пришел и в сей темнице, для сего преступника, изгнанника, пленника, узника поставил Твой Голгофский крестный жертвенник, Твоим страданием и смертию совершил на нем Твою вселенскую Божественную литургию, принес Твою вечную жертву, которая одна и та же, и здесь, и ныне, совершается. И кто были ближайшие к сему Твоему жертвеннику? Разбойник одесную, разбойник ошую. Если сия близость шуяго возбуждает негодование, то какое утешение подает близость деснаго, который и крестныя жертвы Твоея верою приобщился, и Тебя прославил, и сам спасся, и самым безнадежным грешникам подал пример и надежду спасения! И ныне, Господи Иисусе Христе Боже наш! Святый и Освящающий, Архиерей и Жертва, Спаситель грешных, Взыскатель погибших, Датель благодати и славы! Да не удалится и от здешнего жертвенника святыня Твоя, да почивает на нем благодать Твоя. И если между приближающимися к нему, пред зрящим на сердца оком Твоим, явятся и разбойники или такие, которые не лучше разбойников, взыскуй и обретай между ими подобных благоразумному распятому с Тобою разбойнику. Пронзай души их взором Твоего всеведения и правосудия, да уязвятся сердца их спасительною скорбию покаяния. И когда от сокрушенного сердца возопиют к Тебе, помяни их во Царствии Твоем памятию милосердия, даруй им благую надежду и скоро начни отверзать им тайную дверь рая [см.: Лк.23:29-43] - в умиротворенной совести.

А вы, которых закон и правосудие сделали чуждыми для нас, но которых еще братиями называть побуждает нас любовь Христианская! Поймите любовь сию в ее опытах, которые пред вами.

Зачем пришли к вам, узникам, сии люди свободные, обилующие, люди почетных званий? Как вы с удовольствием исторглись бы из вашей темницы, так они с удовольствием отторглись от своих дел и занятий и поспешили к вам в темницу. Не имеют ли они в вас какой нужды? Без сомнения, никакой. Какая же сила привлекла их сюда? Сила любви Христианской. Видно, могущественна сия сила, видно, приятно следовать ее влечению. По любви Христианской они находят приращение своего благополучия в том, чтобы сострадать вашему несчастию, чтобы трудиться для ваших нужд, чтобы по возможности облегчать ваши тягости, наипаче же, чтобы указать вам единственное верное средство для вашего примирения с вашим жребием - в вашем внутреннем примирении с самими собою и с Человеколюбцем Богом.

Для чего так торжественно явился среди вас и Церковный собор и так близко к вам водворил святыню храма Христианского? Почему правосудие Церковное не так для вас решительно и неумолимо, как гражданское, хотя Церковь требует не только непорочности во внешних отношениях, но и во внутренней святости и потому могла бы строже судить виновных? Почему тогда как гражданское общество изгоняет вас, Церковь как бы гонится за вами? Одно изъяснение сих неожиданностей - любовь Христианская. Даже и грозною строгостию Церковных правил не иной кто вооружил служителей веры, как любовь, по реченному Апостолом: Страхом спасайте, от огня восхищающе; любовь же повелела и умягчать строгость правил: милуйте разсуждающе (Иуд.1:22,23). Любовь во Христе избрала и провозгласила сей неожиданный образ действования: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Прииде сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Мф.18:11). Та же любовь и ныне, от девятидесяти девяти овец незаблудших, идет искать одной заблудшей.

Братия, и в сем уничтоженном состоянии вашем, нам ради Христа возлюбленные! Не будьте к сей любви невнимательны и холодны. Если есть в вас некоторое расположение к благодарности, как оно есть в общей природе нашей, неужели вы попустите себе оказаться не добрыми для тех, которые так деятельно добры для вас? Неужели не захотите доставить некоторое утешение тем, которые заботятся о вашем утешении? Заботьтесь же сколько-нибудь и вы, чтобы доставить им утешение, которого они ищут, - в вашем нравственном и духовном улучшении.

Когда примечаете близ себя, что Христианство раскрывает в людях способность находить благополучие в том, чтобы идти в темницу, заботливо заниматься осужденными, догадайтесь из сего, что есть в Христианстве сила - и в самих осужденных, и в самих заключенных в темнице или странствующих в изгнании или заточении - открыть способность к благополучию, которого и темница не помрачит, которое и на пути в изгнание назади не останется. Источник сей победоносно благотворной силы есть благодать Божия, хранилища благодати суть слово Божие, Церковь и ее таинства, средства привлекать и приобретать оную суть сердечная молитва, поучение слова Божия, благоговейное участие в церковном Богослужении и, в установленном порядке, общение таинств, с верою и любовию.

Не удивился бы я, если бы вы стали жаловаться, как трудно вам возвышать дух ваш из-под тяжести бедствия. Не оспариваю сей трудности, но утверждаю, что есть верная возможность преодолеть ее, и чтобы доказать сие несомненными опытами, указываю вам на темницу, или, если угодно, и на несколько темниц и изгнаний, или заточений, которые несравненно тяжелее вашей темницы и вашего изгнания, но которые не препятствовали возвышаться духу, когда он того желает.

Апостолы Павел и Сила, в городе Филиппах за проповедь Евангелия и за изгнание духа пытливого возмутившимся народом битые, израненные, отданы в темницу под крепкую стражу. Темничный страж, не довольствуясь заключением их во внутреннюю темницу, ноги их заби в кладе. Что же они делают, изнуренные биением, страждущие от ран, не могущие дать удобного положения телу от стесняющей ноги обоих колоды, - что делают они тогда, как и не изнуренные уступают немощи тела? Полунощи Павел и Сила молящеся пояху Бога. Может быть, вы думаете, что Апостольский только дух мог быть так возвышен и не преодолеваем ни бедствием, ни немощию? Не совсем так. По гласу молитвы Апостольской и прочие заключенные в той же темнице, не только не Апостолы, но, по всей вероятности, даже не Христиане (потому что это было в языческом городе), возвысились духом и над бедствием, и над немощью плоти, не предались сну в полунощи: Послушаху их юзницы. И, видно, сильно их объял восторг молитвы Апостольской, потому что и чудо над ними совершилось: Всем юзы ослабеша [Деян.16:26].

Кто не слыхал о юном, невинном Иосифе, отторгнутом от отца, проданном братьями в плен и в рабство, увлеченном в дальнюю страну, к иноплеменникам, оклеветанном, вверженном в темницу? Знаете, конечно, и то, что столько бедствий не могли унизить духа юноши, ни поколебать его добродетели, но и в рабстве она была свободна, и в темнице просияла. Не видите ли, что и в темнице, и в заточении можно находиться без упадка духа, не без надежды и даже с достоинством и славою?

Осмотрите еще одну темницу и узы, которые должны показать вам, что темница и узы не только не погубляют невинного, но еще могут споспешествовать спасению виновного, если он благоразумно им воспользуется. Манассию, виновного в отступлении от Бога и в других тяжких преступлениях, яша во узах, и связаша его оковы ножными, и отведоша его в Вавилон. И егда озлоблен бысть, взыска лице Господа Бога Своего, и смирися зело пред лицем Бога Отец своих, и помолися к Нему: и послуша его (2Пар.33:11-13).

Итак, если вы не можете, как Иосиф, сделать свою темницу, изгнание, заточение почтенными и славными посредством невинности и непоколебимой добродетели, по крайней мере, как Манассия, старайтесь сделать ваши бедствия и трудности спасительными для вас посредством покаяния, исправления жизни и безропотной покорности закону, власти и судьбе Божией.

Что скажу наконец соединенным подвижникам Христианского человеколюбия, посетителям темниц, попечителям их обитателей и пресельников? Что, в особенности, соработникам дела благочестия, которое ныне запечатлела благодать? Не многое потребно слово там, где уже довольно дела благонамеренно совершилось или совершается. Не обидлив Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его (Евр.6:10). Любовь Божия да не престает одушевлять и услаждать ваш труд. Имя Господа Иисуса да исполняет силою слова и действия вашего человеколюбия. В благоуспешном утешении бедствующих, в обращении заблуждающих, в радостном о сем свидетельстве совести вашей да является вам и в темнице Тот, Который отъял от нее поношение и украсил ее Своим уверением, что Он в ней был: В темницах бех [Мф.25:36]. Аминь.

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.377-381.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение