страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов)
Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы, 1847 г.
Предста Царица одесную Тебе. Вся слава Дщере Царевы внутрь (Пс.44:10,14)

Кого это изображает Пророк такими необыкновенными чертами, в одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном песнию о возлюбленном [Пс.44:1]? Хотя бы мы для узнания сего не имели иного средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходного с сим изображением, без многого труда и без недоумения могли бы мы найти черты пророческого изображения, несравненным светом сияющие в лице Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Она дщерь Царева, именно дщерь царя Давида и царствовавших по нем в Иерусалиме. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, поелику есть Матерь Царя Славы, Матерь Бога Сына, по сему беспримерному достоинству Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов. Но вся слава Ее внутрь, поелику состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях и поелику Пресвятая Дева, во все житие Свое на земле, смирением заключала Свою славу в Своем сердце и удерживала от проявления.

Как же скоро в пророческом изображении дщери царевой, которой вся слава внутрь, узнали мы Пресвятую Деву Марию, то Ее же должны узнать в той же пророческой песни и в образе Царицы, представшей одесную Царя, Которого престол в век века, Который, будучи Бог, от Бога помазан елеем радости, паче причастник [Пс.44:8], то есть Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.

Когда и где предстала Она пред Ним так торжественно? Без сомнения, по совершении Своего земного поприща, на небесах, где Он имеет у Отца Своего славу, которую имел прежде мир не бысть (Ин.17:5).

Она предстоит пред Ним, как предстоят рабы пред Господом, потому что и Она есть раба по Своему сотворенному существу, но вместе предстоит, как Царица, потому что участвует в Его славе, потому что имеет Матернее пред Ним дерзновение.

И можно ли думать, что ее предстояние пред Царем славы праздно и бездейственно? Если еще на земле, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как, например, о вине для невинного веселия на браке, и еще не пришедший час Его благотворных чудодействий могла приближать (см.: Ин.2:1-9), то кольми паче ныне, на небеси, когда и Ее человеколюбие, и Ее пред Сыном и Богом дерзновение освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения, и как Царица (поелику на небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ее покров прибегающих.

Видите, что в слове пророческом обрели мы то, что имеем в церковном Предании, что часто не в буквах, но в лицах читаем на святых иконах, что ныне радостно чтим церковным торжеством, - обрели Пресвятую Деву Богородицу, по успении на земле восшедшую на Небо, как Царицу, во славе представшую Царю Славы и предстательствующую о нас благодатно и спасительно.

Возрадуйтесь, девствующие: девство уже воцарилось на небесах и царски оттоль вас покровительствует. Не унывайте, рождающие: Матерь Господня хотя не испытала болезней рождения в рождении безгрешном, тем не менее глубоко знает по опыту скорби материнской любви и заботы, и таким образом, подобно Своему Божественному Сыну, Сама искушена быв, по благодати Его может и по милосердию Своему хочет и другим искушаемым помощи [Евр.2:18]. Веселитесь, все рожденные женами, ибо, если Сын Божий, по своему вочеловечению, не стыдится братию нарицати нас (Евр.2:11), то, конечно, и Пречистая Матерь Его не стыдится чадами нарицати всех нас и Материнским сердцем о всех нас милосердствовать.

Но сего не довольно, что мы обнадеживаем и утешаем вас покровительством Царицы, представшей одесную Царя славы на небесах. Надобно и вас возводить, и вам восходить, хотя не на сию самую высоту, однако же в довольную близость к ней. Пророк назначает быть сему непременно. Приведутся, говорит, Царю девы вслед Ея. Что за девы? Без сомнения, не просто девы плоти, поелику плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1Кор.15:50), но девы духа, в особенности души, естественное девство очистившие и возвысившие благодатию, вообще же души, сохранившие и возрастившие духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившие совершенным покаянием и покаянною жизнию.

Души Христианские! Неужели вы не поревнуете идти в чине мудрых дев, вослед Приснодевы? Неужели кто из вас обречет себя добровольно на участь дев юродивых? Неужели не возжаждет сердце ваше приближаться к Небесному Жениху, Которого сам Отец Небесный неоднократно провозгласил возлюбленным, не по какой-либо нужде высказать к Нему Свою любовь, но чтобы возбудить к Нему любовь нашу?

Или вас расслабляет маловерная мысль, можно ли достигнуть такой высоты? Но нет места сомнению о возможности того, что непогрешительное пророческое слово предвещает и обещает, как долженствующее сбыться: Приведутся Царю девы вслед Ея!

Или чувство недостоинства подавляет вас и препятствует Божественному желанию окрылиться? Отделите чувство недостоинства, которое справедливо, от подавляющей безнадежности, которая несправедлива. Для достойных ли приходил на землю Сын Божий? Не приидох, говорит, призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк.2:17). Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Мф.18:11). Если не только к недостойным и грешным, но и к погибшим пришел Спаситель, то и взаимно не только недостойные и грешные, но и погибшие имеют надежду приблизиться к своему Спасителю, только бы возжелали, подвиглись, потщились уготовить себя сему приближению не своею силою, но Его же благодатною помощию.

Души, желающие быть приведенными вслед Царицы, представшей одесную Царя Славы, должны уготовить себя к сему благоукрашением, подобным тому, каким Она благоукрашена: Вся слава дщере Царевы внутрь. Что значит слава внутрь? Вразумляет нас о сем Святый Василий Великий: Иже благоукрашает самаго себе Отцу видящему в тайне, и молится, и вся деет, не да явится человеком, но да явится единому Богу: той имеет всю славу внутрь, так как и дщерь Царева [1].

И вот вам, Христиане, нынешнее напутствие на путь Царствия вслед Небошественной Царицы, вот нынешний урок училища Христова: имейте достоинство и славу внутрь, благочестие и добродетель в сердце, во глубине души, пред очами Всевидящего, а не только в наружности, в словах и внешних делах, пред очами человеческими. Урок всегда полезный и спасительный, но, кажется, особенно требующий внимательного изучения в сем веке, который так много живет в наружность и, по естественному последствию развлечения, конечно, уже не довольно смотрит внутрь!

Как много у многих поглощает внимания, как много похищает времени, как много средств истощает усиленная страсть к блеску и приятностям в наружной жизни, в жилище, в одежде, в пище, в питии, в увеселениях! Сии многие думают, или и говорят: какая в том беда, что мы ищем своего удовольствия? Жалкое для деятельности разумного и нравственного существа оправдание, что от нее нет беды! Не заключается ли в сем оправдании обвинения, что в сей деятельности нет добра, нет пользы, нет достоинства? Но если для исправления вашей деятельности непременно надобно указать на розгу грозящей беды, то посмотрите, как по мере разлива роскоши уменьшается довольство и до чрезмерности увеличивается на дне общества отсед [2] нечистой и тунеядной нищеты; как пристрастие к блеску, переходя от богатых к небогатым, производит неразборчивость в средствах удовлетворять оному и повреждает нравственность частную и общественную, а с нею и порядок, и безопасность; как привычка утешаться благовидностями наружной жизни прокрадывается в жизнь духовную и повреждает нравственное чувство, сделавшего доброе дело оставляет недовольным, доколе оно не напечатано и не провозглашено, оказавшему заслугу не дает успокоиться в сознании заслуги, но мучит его жаждою отличия внешнего.

Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружного и внутреннего, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешнего, но внешнее для внутреннего, внешние видимые блага для тела, тело для души, душа для Бога и Царствия Божия, а Царствие Божие, по слову Господню, внутрь вас есть (Лк.17:21), если вы не поработились наружному и не потерялись в нем.

Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию, но всегда поспешайте обращаться к внутреннему.

Скажи украшенной храмине: ты не чертог Небесного Жениха. Чертог Его - непорочное сердце. Он вселяется верою в сердца (Еф.3:17).

Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным (Мф.22:12), в котором входят на царский брак и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут на стане и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: Облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим.13:14); облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение (Кол.3:12).

Скажи роскошному пиру: не сюда приидет Небесный Гость, хотя Он и обещал внити и вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери (Апок.3:20). У него иная пища: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф.4:4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитеся, лисы губящие винограды (Песн.2:15), мы хотим сохранить Господу винограда никем не тронутый плод.

С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам, братия, Отец Небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце (Еф.3:16), да, имея славу внутрь, достойны явимся приведения во славу вечную. Аминь.

Примечания
1. Свт. Василий Великий. Творения. М., 1845. Т. 1. С. 334. - Примеч. сост.
2. Отсед - согласно Далю, осадок, отстой, подонки. - Примеч. сост.

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.423-427.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение