страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Добротолюбие избранное для мирян

  • Предисловие
  • Вера в Бога
  • Страх Божий
  • О смерти, Страшном суде, вечных муках
    и райских селениях
  • Узкий и пространный путь
  • Любовь к Богу и ближнему
  • Покаяние
  • Смирение
  • Гордость и тщеславие
  • Терпение. Скорби, искушения и болезни
  • Молитва
  • Пост
  • О Святом Причащении
  • Священное Писание
  • Благодать
  • Воля и заповеди Божии
  • Промысл Божий
  • Добродетели
  • Добро и зло
  • О совести
  • Страсти
  • Неосуждение
  • Самолюбие
  • Гнев и раздражительность
  • О сребролюбии и нестяжательности
  • Нечистота (блуд)
  • Смех
  • Сон
  • Соблазны
  • Зависть
  • Печаль (уныние)
  • Грехи мысленные
  • Наши чувства
  • Суета
  • Друзья
  • Девство и целомудрие
  • Слезы
  • Послушание
  • Истинный монах
  • Отшельничество
  • Подвижничество
  • Беседа с мирскими
  • Внутренний враг
  • О спасении в миру
  • Бегание мира
  • Рассуждение
  • Молчание и многословие
  • Бог и ты
  • Прелесть
  • Блюдение ума и грех
  • Мудрость духовная и разум
  • Подражание Богу
  • Подражание святым
  • Благочестие
  • Праведность, радость, святость, чистота
  • Жизнь деятельная и созерцательная
  • Совершенство духовной жизни
  • Благодарение (прославление) Бога
  • О стяжании Духа Святого
  • Сила Божия
  • Утешение Божественное
  • Богословствование (состояние созерцания)
  • Священство
  • Повести из жития Египетских старцев

    (c) "Добротолюбие, избранное для мирян"
    - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.

  • ДОБРОДЕТЕЛИ

    Преп. Никодим Святогорец
    - В деле стяжания добродетелей необходимо действовать так, чтобы всегда простираться в предняя (Фил. 3, 13), если желаем скоро и успешно достигнуть предположенной нами цели. Ибо как только остановимся, хоть на короткое время, тотчас подадимся назад, поэтому надо и добре внимать, и никак не позволять, чтоб ускользало от рук твоих то, что может послужить тебе поводом к стяжанию добродетелей. Посему нехорошо делают те, которые, сколько сил есть, избегают всяких противностей на пути добродетели, которые, однако ж, могли бы служить им к благоуспешному по нем течению. Например, если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения.
    - Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая и воля, не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным предзрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью всех их поднять и перенесть.

    Авва Дорофей
    - Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.
    - Кто не внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели, потому что добродетели суть средина, тот царский путь, о котором один святой старец сказал: ходите путем царским и считайте поприща (пути спасения).
    - Итак, когда человек удостоится приобрести сии добродетели, то он бывает благоугоден пред Богом, и хотя все видят, что он ест, пьет и спит, как и прочие люди, но таковый благоугоден Богу за добродетели, которые имеет. А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т.е. или в излишество или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые.

    Авва Зосима
    - Малое влечение воли нашей на добро привлекает Бога на помощь, как я часто говорил и как говорит божественный Антоний: для добродетели нужно наше желание и опыт, не нужно нам отправляться вдаль для стяжания Царствия Небесного, не преходить моря для добродетели. Какое упокоение внушает кроткий и смиренный! Поистине, кротцыи наследят землю и наследятся о множестве мира (Пс. 36, 11).
    - Для всякой добродетели употреблены и труд, и время, и то, чтобы желать ее искренно, особенно же потребно для нее содействие Божие. Ибо, если Бог не посодействует произволению нашему, то будет труд нищ, так же, как и труд земледельца, обработавшего и засеявшего свои земли, если не одождит Бог на семя его. Содействие же Божие требует наших молитв, ибо ими только привлекаем мы помощь Божию в заступление нас. Если вознерадим о молитве, то как Бог призрит на труд наш?

    Преп. Максим исповедник
    - Три начала побуждают нас к добру: 1) семена добра в нас от природы; 2) святые силы и 3) доброе произволение. Семена природы - когда, напр., как желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в тесноте и нужде, и естественно милосердуем о нем. Святые силы - когда чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие и успеваем. Доброе произволение - когда, различая добро от зла, избираем доброе. Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Напр., пост, молитва, милостыня, странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры.
    - Из добродетелей иные телесные (пост, рукоделие), а иные - душевные (любовь, великодушие, кротость); итак, если случится по какой-либо нужде или состоянию телесному, напр., по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем исполнить вышепоказанных добродетелей телесных, то имеем снисходительное прощение от Господа, ведующего и причины тому; не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым препятствиям.
    - Как тело грешит делами и для пестунства своего имеет добродетели телесные - да целомудрствует; так ум грешит страстными помыслами и для пестунства своего имеет добродетели душевные - да чисто и беспристрастно взирая на вещи, целомудрствует.
    - Если хочешь быть праведен, доставляй что достоит каждой в тебе части, т.е. душе и телу: мыслительной части души - чтение, духовные созерцания и молитву; раздражительной - духовную любовь, противоположную ненависти; вожделевательной - целомудрие и воздержание, а плоти - пищу и одеяние, кои одни необходимы.
    - Для добродетели благотворно подвизаться среди болезненных трудов, ибо в таком случае она благодушно все претерпевающим приносит бесстрастие души, по коему душа, любовью соединяясь с Богом, отторгается расположением от плоти и мира. Измождение тела есть укрепление души.
    - Никто не может истинно благословлять Бога, если он не освятил тело добродетелями и душу не просветил истинными познаниями. Благорасположение в добродетели есть лицо умозрительствующего ума, как на небо подъемлемое на высоту истинного ведения.
    - Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости и таким образом чрез десное скрытно насевают в нас шуее.

    Илия Екдик
    - Начало деятельной добродетели - воздержание и смирение, истина и целомудрие; конец же ее - мир помыслов и святая чистота тела.

    Св. Григорий Синаит
    - Три добродетели должно точно соблюдать в безмолвии и каждый час испытывать, всегда ли пребываем в них, чтобы, как-нибудь быв окрадены забвением, не стали мы шагать вне их. Они суть: воздержание, молчание и самоуничижение, т.е. смирение. Они одна другую поддерживают и хранят; молитва от них рождается и возрастает непрестанно.

    Преп. Никита Стифат
    - Огнем откроется последний день, и огнем будут испытуемы дела каждого, - говорит св. ап. Павел (1 Кор. 3, 13), прилагая при сем, что чьи дела по существу нетленны, каковые он внутрь себя отложил, в созидание свое, те пребудут посреде огня нетленными, и не только не сгорят, но еще сделаются блестящими, очистившись совершенно от малых каких-либо пятен. А чьи дела тленны по веществу, каковые он, как бремя, на себя возложил, те, возгоревшись, сгорят и оставят его в огне ни с чем. Дела нетленные и пребывающие суть: слезы покаяния, милостыня, сострадание, молитва, смирение, вера, надежда и всякое дело, в видах истинного благочестия содеваемое, - кои и когда живет человек, созидаются в нем во святой храм Богу, и, когда умирает, отходят с ним нетленными во веки. А дела, в огне истлевающие, как для всех явно, суть: сластолюбие, славолюбие, сребролюбие, ненависть, зависть, воровство, пьянство, досаждение, осуждение и всякое дело, телом совершаемое по похоти или гневу. Все такие дела, когда живет человек, разжигаясь похотью, тлеют вместе с ним, и когда отторгается он от тела, отходят вместе с ним, но не сопребывают с ним, а, быв истреблены огнем, делателя своего оставляют в огне на нескончаемую во веки веков муку.

    Преп. Ефрем Сирин
    - Восприимем попечение о спасении души, ибо это едино же есть на потребу (Лк. 10, 42). Требует своего попечения и тело, но немного, ибо душа всего выше.
    - Состоишь из души и тела, и давай душе - душевные снеди, а телу - телесные. Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением душеспасительных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою и помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души.


     






    Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
    Православное книжное обозрение