страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Добротолюбие избранное для мирян

  • Предисловие
  • Вера в Бога
  • Страх Божий
  • О смерти, Страшном суде, вечных муках
    и райских селениях
  • Узкий и пространный путь
  • Любовь к Богу и ближнему
  • Покаяние
  • Смирение
  • Гордость и тщеславие
  • Терпение. Скорби, искушения и болезни
  • Молитва
  • Пост
  • О Святом Причащении
  • Священное Писание
  • Благодать
  • Воля и заповеди Божии
  • Промысл Божий
  • Добродетели
  • Добро и зло
  • О совести
  • Страсти
  • Неосуждение
  • Самолюбие
  • Гнев и раздражительность
  • О сребролюбии и нестяжательности
  • Нечистота (блуд)
  • Смех
  • Сон
  • Соблазны
  • Зависть
  • Печаль (уныние)
  • Грехи мысленные
  • Наши чувства
  • Суета
  • Друзья
  • Девство и целомудрие
  • Слезы
  • Послушание
  • Истинный монах
  • Отшельничество
  • Подвижничество
  • Беседа с мирскими
  • Внутренний враг
  • О спасении в миру
  • Бегание мира
  • Рассуждение
  • Молчание и многословие
  • Бог и ты
  • Прелесть
  • Блюдение ума и грех
  • Мудрость духовная и разум
  • Подражание Богу
  • Подражание святым
  • Благочестие
  • Праведность, радость, святость, чистота
  • Жизнь деятельная и созерцательная
  • Совершенство духовной жизни
  • Благодарение (прославление) Бога
  • О стяжании Духа Святого
  • Сила Божия
  • Утешение Божественное
  • Богословствование (состояние созерцания)
  • Священство
  • Повести из жития Египетских старцев

    (c) "Добротолюбие, избранное для мирян"
    - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.

  • О СРЕБРОЛЮБИИ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ

    Преп. Иоанн Лествичник
    - Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия; оно оправдывается немощами, прорекает страсть, предвозвещает голод, предсказывает засуху.
    - Сребролюбец смеется над Евангелием и он - добровольный преступник. Кто приобрел любовь, тот расточает деньги, а кто говорит, что живет и для любви и для денег, тот сам себя обманывает.
    - Кто победил страсть сребролюбия, тот положил конец попечениям, а кто связан ею, тот никогда не помолится с чистым сердцем.
    - Начало сребролюбия - намерение подавать милостыню, а конец его - ненависть к бедным. Пока не начал собирать - бываешь милостив, а явились деньги - и руки сжал.
    - Нестяжательность есть отложение забот, непопечительность о житейском, не встречающий препятствий путник, вера в заповеди; ей чужда печаль.
    - Человек нестяжательный чист во время молитвы, а любостяжательный молится вещественным кумирам.
    - Корень бо всем злым сребролюбие (1 Тим. 6, 10), потому что оно производит ненависть, тяжбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийство.

    Преп. Максим исповедник
    - Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает всегда с радостью, а подает с печалью.
    - Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение, Богу и благочестивым людям вверил все о себе попечение. Из приобретающих имение, некоторые приобретают оное бесстрастно, почему и лишаясь его, не скорбят как разграбление имений своих с радостию принимающие (Евр. 10, 34). Другие же стяжавают его страстно, почему, когда предложат им лишиться стяжаний, печалятся, как и упоминаемый в Евангелии богач, отъиде скорбя (Мф. 19, 22); если же в самом деле лишатся, то скорбят смертельно. Таким образом, лишение имения обличает расположение бесстрастного или страстного стяжателя.
    - Три причины любви к богатству: сластолюбие, тщеславие и неверие; сильнее же двух первых - неверие. Сластолюбивый любит серебро, чтобы с помощью его наслаждаться; тщеславный - чтобы прославиться, а неверующий - чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болезни, или изгнания и на него более надеясь, нежели на Бога, Создателя и Промыслителя всякой твари, даже до последних и малейших животных.

    Авва Фалассий
    - Сребролюбие есть пища страстей, поколику она поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть.

    Илия Екдик
    - Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям.

    Преп. Симеон Новый Богослов
    - Не то спасает, если кто однажды и одному кому окажет милость, хотя то, если кто и одного презрит, повинным делает огню вечному. Ибо взалкахся и возжадахся сказано не про один случай и не про один день, но указывает на всю жизнь. Равным образом: напитаете, напоисте, одеясте и прочее, что следует, не на однократное дело указывает, но на всегдашнее и в отношении ко всем. Христос, Господь и Бог наш, исповедал, что Он такую милость Сам приемлет от рабов Своих (в лице нуждающихся). Кто подал милостыню сотне нуждающихся, но, могши дать и другим: накормить и напоить многих - отказал умолявшим его и вопиявшим к нему, тот будет судим от Христа как не напитавший Его. Потому что и в этих всех Он есть Тот же Самый, Которого питаем мы в каждом из бедных.

    Преп. Исаак Сирин
    - Если милостивый не бывает выше своей правды, то он не милостив, то есть настоящий милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
    - Кто душу полагает за брата, тот милостив, а не тот, кто подаянием только оказывает милость брату своему И тот милостив, кто, если заушен братом своим, не возымеет столько бесстыдства, чтобы ответить и опечалить сердце его.
    - Кто любит блеск, тот не может приобрести свободных мыслей, потому что сердце внутренне настраивается по подобию внешних образов.
    - Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня; и ничто не производит в душе такой тишины, как произвольная нищета.
    - Не старайся распознавать достойного от недостойного; пусть все люди будут у тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа посредством телесного скоро привлекается в страх Божий.
    - Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов, и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мыслях.
    - Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога; и кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающие сокровища. Бог ни в чем не имеет нужды, но увеселяется, когда видит, что человек упокоевает образ Его и чтит оный ради Него; когда просит кто у тебя того, что имеешь ты, не говори в сердце своем: оставлю это душе моей, чтобы упокоиться в этом, а этому подаст Бог из другого места потребное для него. Такие мысли приличны людям неправедным и не знающим Бога. Человек справедливый и добрый не даст чести своей иному и не попустит, чтобы время благодати проходило без дела. Человек нищий и нуждающийся снабжается от Бога, потому что Господь никого не оставляет. Но ты, отослав от себя убогого, уклонился от чести, данной тебе Богом, и удалил от себя благодать Его.


     






    Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
    Православное книжное обозрение