страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Добротолюбие избранное для мирян

  • Предисловие
  • Вера в Бога
  • Страх Божий
  • О смерти, Страшном суде, вечных муках
    и райских селениях
  • Узкий и пространный путь
  • Любовь к Богу и ближнему
  • Покаяние
  • Смирение
  • Гордость и тщеславие
  • Терпение. Скорби, искушения и болезни
  • Молитва
  • Пост
  • О Святом Причащении
  • Священное Писание
  • Благодать
  • Воля и заповеди Божии
  • Промысл Божий
  • Добродетели
  • Добро и зло
  • О совести
  • Страсти
  • Неосуждение
  • Самолюбие
  • Гнев и раздражительность
  • О сребролюбии и нестяжательности
  • Нечистота (блуд)
  • Смех
  • Сон
  • Соблазны
  • Зависть
  • Печаль (уныние)
  • Грехи мысленные
  • Наши чувства
  • Суета
  • Друзья
  • Девство и целомудрие
  • Слезы
  • Послушание
  • Истинный монах
  • Отшельничество
  • Подвижничество
  • Беседа с мирскими
  • Внутренний враг
  • О спасении в миру
  • Бегание мира
  • Рассуждение
  • Молчание и многословие
  • Бог и ты
  • Прелесть
  • Блюдение ума и грех
  • Мудрость духовная и разум
  • Подражание Богу
  • Подражание святым
  • Благочестие
  • Праведность, радость, святость, чистота
  • Жизнь деятельная и созерцательная
  • Совершенство духовной жизни
  • Благодарение (прославление) Бога
  • О стяжании Духа Святого
  • Сила Божия
  • Утешение Божественное
  • Богословствование (состояние созерцания)
  • Священство
  • Повести из жития Египетских старцев

    (c) "Добротолюбие, избранное для мирян"
    - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.

  • ЖИЗНЬ ДЕЯТЕЛЬНАЯ И СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ

    Преп. Феогност
    - Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг еще крайнего бесстрастия; не гонись за тем, чего догнать нельзя, и не ищи того, что выше сил твоих. Если желаешь сделаться богословом и созерцателем, путем жизни взойди до сего и чистотою стяжи чистое боговедение. Помянув о богословии, напоминаю тебе, смотри не простирайся в высоту его до безмерности и ведай, что не пристало нам, еще млеком добродетелей напояемых, покушаться воспарять туда, чтобы понапрасну не растерять перьев, как бывает с молодыми птенцами, хотя сладость ведения и сильно влечет наше желание. Когда же по очищении целомудрием и слезами восторгнемся от земли, как Илия или Аввакум, предначиная или предызображая имеющее некогда быть восхищение на облацех, и молитвою созерцательною, чистою и непарительною став вне чувств, взыщем Бога, тогда, может быть, коснемся сколько-нибудь и богословия. Равным образом, желая сподобиться Божественного видения и озарения ума, прежде возлюби мирную и безмолвную жизнь, и упразднясь от всего, познай и себя и Бога. Если будет это, то ничто уже не воспрепятствует тебе, как в тонком веянии, при внутреннем устроении твоем, чистом и никакой страстию не возмущаемом, умно узреть для всех Невидимого, благовествующего тебе спасение, чрез впечатлительнейшее познание Его.

    Илия Екдик
    - Конец деятельности жизни - умерщвление страстей; а конец созерцательной - видение добродетелей.

    Преп. Максим исповедник
    - О проходящем деятельную жизнь говорится, что он временно проживает во плоти, как пришлец, имеющий целью деланием добродетелей отсечь от души своей сочувствие к плоти и отторгнуть себя от вещественных прелестей. Д о том, кто проходит жизнь созерцательную, говорится, что он в самой добродетели пришельствует, как в зерцалах еще и в гаданиях созерцающий истину Ибо еще не узрены им чрез вкушение, как бы лицом к лицу, подлинные виды чаемых благ, как они есть. И всякий святой, в отношении к будущим благам образом ходит, вопия: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 7, 13).
    - Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он отступает. И опять, мужу созерцательному Он присущ чрез истинное ведение вещей; от того же, кто в какой-либо мере в сем погрешает, отступает.
    - Слово Божие есть путь (Ин. 14, 6) для тех, кои, проводя деятельную жизнь, верно и твердо текут поприщем добродетели, не уклоняясь ни на десно, по тщеславию, ни на шуе поползновением на страсти, и по Богу направляя стопы свои. Аз есмь дверь, - сказал Господь (Ин. 10, 9). Ибо Он тех, кои добре совершили весь путь добродетелей, в непорочном течении деятельной жизни своей, вводит в область ведения, и, как свет, показывает им пресветлые сокровища премудрости. Один и Тот же Он есть и путь, и дверь, и ключ, и царствие: путь, как путеводитель; ключ, как отпирающий достойным вход к Божественным сокровищам; дверь, как вводитель; царствие, как наследуемый и по причастию во всех сущий.
    - Прославляет Бога в себе не тот, кто словами только благоговейно чтит Бога, но кто ради Бога, из-за заповедей, терпеливо переносит страдания и труды. Таковой взаимно Богом прославляется славою, сущею в Боге, нося в себе благодать бесстрастия, как награду за добродетель по причастию. Ибо всякий прославляющий Бога в себе страданиями из-за добродетели в деятельной своей жизни и сам в Боге прославляется чрез бесстрастное озарение Божественными лучами в состояние созерцания.


     






    Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
    Православное книжное обозрение