страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Сентябрь. 27-й день.

Покаяние не спасет нас, если после оного мы начнем опять прилагать грехи ко грехам
(Слово о наказании Григория Черноризца, о еже не ленитися о своем спасении. Пролог Сент. 27)

Есть довольно людей, которые, покаявшись в своих грехах и получивши прощение в них, после исповеди, однако, опять тотчас же принимаются грешить, опять чернят себя сквернами греховными, думают, что это ничего и, утешая себя, говорят: "Бог милостив, Бог опять простит". Что, подобные люди хорошо так делают или нет? Мы убеждены, что весьма худо, и к этому убеждению нас приводит следующее слово одного из учителей церковных черноризца Григория.

Он между прочим по сему предмету говорит следующее: Братие, отвержемся мирской злобы, не будем снова оплетаться плотскими страстями - объедением, пьянством и блудом, которые растлевают и душу, и тело. Коротка наша жизнь здесь; поэтому позаботимся о душах наших, потешимся о своем спасении; постараемся загладить добрыми делами наши грехи. Не будем поступать так, что ныне покаялись, а завтра за тем же, иди еще за худшие, чем до исповеди, грехи принялись. Если ты сегодня омыл оскверненное тело твое, а на утро опять сквернишь оное; будет ли тебе польза от твоего омовения? Точно так же не будет пользы и тому, кто сегодня покаялся, а завтра снова принялся за грехи. Да и какая подлинно может быть тебе польза от твоего покаяния, когда ты снова после оправдания возвращаешься ко греху? И может ли быть услышана молитва твоя? И можешь ли ты избежать гнева Господня? Нет, ибо как велика милость Господня, настолько же тяжки и наказания Его. И судит Господь каждого по делам его и каждый получит воздаяние по делам своим. Блажен человек, который будет в искушении согрешить и не согрешит. Но горе сердцу, которое надвое мыслит, и грешнику, по двум путям ходящему.

Итак, братие, как видите, верно наше убеждение в том, что принимающиеся после исповеди за грехи подлинно делают весьма худо. Ибо, как слышали, по учению св. отца, и покаяние для них бесполезно, и молитва их не принимается Богом, и гнев Божий ожидает их. Да так, конечно, и должно быть непременно. Ибо прилагающее после исповеди грехи ко грехам, во 1-х, обнаруживают неблагодарность к Богу, простившему их, во 2-х, недостаток веры в Него и, в 3-х, наконец, развращенность своего сердца. Как бы посмотрел царь на раба, который, был достоин смертной казни, но быв прощен царем, однако, тотчас же опять принялся бы по-прежнему за злые дела? Понятно царь усугубил бы гнев свой против него, и злому рабу бесполезно бы было ожидать уже в другой раз прощения. Но так же точно, подобно упомянутому рабу, поступают и грешники, прилагающие после исповеди грехи ко грехам; а потому, конечно, собирают себе, гнев в день гнева и праведного суда Божия. Будем же помнить, братие, что есть мера долготерпению Божию, по исполнении которой уже ничто не защитит нас от гнева небесного. И помня это, после исповеди, будем всеми силами заботиться об исправлении своей жизни, об очищении себя от скверн греховных и о хождении вообще по пути заповедей Божьих. Будем поступать так для того, чтобы явиться в свое время перед лицом Божьим не чадами греха, гнева и проклятия, а чадами святыни, любви и благословения. Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение