страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Октябрь. 26-й день.

Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо
(Из слова о Мусхе десятнике, како сотвори милость со убогою женою и не прикоснулся ей)

Пятая заповедь блаженства: блажены милостивии, яко тии помилованы будут, показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Исполнять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной суть: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве. Духовные же дела милости следующие: несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печального не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца прощать обиды и отклонять грешника от греха. О сем последнем деле, милости духовной, в соединении с милостью вещественною, я ныне намерен сказать вам несколько слов. Насколько, братие, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающего. Такой человек душу свою спасет от смерти и множество грехов своих покроет.

В городе Тире был сборщик податей, по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. Раз, говорит он, поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась и когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице её. Немного спустя, она вдруг вскричала; горе мне страннице окаянной, погибшей и душою и телом! Слыша это, я удивился и спросил: что за причина вопля её? Тогда она со слезами рассказала мне, что её муж купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице. Не имея средств, продолжала жена, даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание. "А сколько, спросил я, должен твой муж? - "Пять литр золота", отвечала она. Тогда я взял золото, дал ей и сказал: "я имею страх Божий: возьми это, выкупи твоего мужа и молись за меня многогрешного". Прошел после того год и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого, имение мое взято было в казну, а сам я посажен в темницу. В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертью, потерял всякую надежду на избавление. Однажды, находясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания, я заснул, и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: "что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?" Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти, "Не хочешь ли", возразила она: "чтобы я просила царя о твоем освобождении?. Я сказал: "да знает ли тебя царь?" Она отвечала: знает. И тем сон мой кончился. Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил. На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: "не бойся; я тебя отпущу". После этой последней ночи, утром, я позван был, к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: "прощаю тебя". Я поднял на него глаза и, вот, с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицом смотрела на него. За милостью прощения тут же последовали мне и другие милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником. После этого счастливого дня, ночью мне опять является та же жена и спрашивает: "узнаешь ли меня?" Я молчал. "Я - та", продолжала она: "с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от греха. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила".

Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования? Скажу словами апостола Иакова: "братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 19. 20). Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение