страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Декабрь. 30-й день.

Против празднословия
(Из слова св. Антиоха о празднословии)

Никакой грех не распространен столько между христианами, как празднословие. Речи как реки текут, а утолить жажду нечем, ибо вода гнилая. Тут осуждают, там кощунствуют, здесь срамословят, инде ухищренными пустословиями силятся смех безумный произвести и в этом почти все время проводят. Хорошо ли это?

Нет. Ибо празднословие обнаруживает в человек отсутствие страха Божия и недостаток веры. "Празднословие и празднохождение, говорит св. Антиох, от бесстрашия Божия рождается и от нечаяния будущих. Аще бо муки боялися быхом, празднословцы николиже быхом были". А св. апостол Иаков пишет: Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1, 26).

Худо празднословие и потому, что оно постоянно вредит другим. Слова, говорят, ветер; но как часто и ветер бывает смертоносным, так точно и слова человека, направленные против чести ближнего. Сын Сирахов говорит: "удар бича делает рубцы; но удар языка сокрушает кости" (28, 20). Это значит, что страдания, причиняемые клеветою, чувствительнее мучений, причиняемых телесным наказанием. Удар бича наносит рубцы, которые скоро заживают; но злоречивый язык причиняет неисцелимые раны. Как редко может восстановиться, например, дружество, прерванное наушничеством! Как трудно восстановить доброе имя, помраченное клеветою! "Многие, продолжает премудрый Сирах, пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка" (Сир. 28, 21).

Празднословие, наконец, худо и потому, что оно вредит и самому празднословящему. Он усиливается языком язвить ближнего: ну и ему платят тем же, да еще присоединяют к сему злобу и ненависть. Многоречивый, говорит тот же Сирах, опротивеет (Сир. 20, 8). Наушник будет ненавидим везде, где только жить будет (21, 31).

Вникайте в сие чаще, братие, а вместе не забывайте, что за каждое слово праздное мы должны будем дать отчет Богу на суде Его. Глаголю вам, говорит Господь Иисус Христос, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мат. 12, 36).

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс.140,3)! Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение