страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Март. 25-й день.

Без приготовления нельзя приступать к причащению Святых Таин
(Слово Иоанна Дамаскина о причащении Тела Христова. Прол. Мар. 25)

Без приготовления приступать к причащению Святых Таин нельзя, как и говорит св. апостол Павел: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет; ядый бо и пияй недостоин, суд себе яст и пьет, не рассуждая Тела Господня (1 Кор. 11, 28-29).

В чем же должно состоять приготовлено к принятию Святых Тайн?

Святый Дамаскин рассуждает о сем так: "Многие принимают Тало Христово просто по обычаю, а так, как должно по закону помыслом и умом чистым в святый пост и в пасхальное время. Прежде всего, нужно святый пост в ЧИСТОТЕ провести и совесть очистить и тогда уже и причаститься; иначе неочищенный недостоин будет вкусить от трапезы Христовой. Вспомните, что еще и в ветхом завете к жертвам приступали со страхом и предочищались. А мы скверными руками приемлем Тело и Кровь Христовы и без страха, тогда как их и ангелы трепещут. И ты, христианин, о времени причащения знаешь, а к самому причащению не готовишься. Подумай, можешь ли ты со смрадными устами приступить и к земному царю? Как же с ними приступим к Царю Небесному? Не слышишь ли, что возглашается в церкви? "Иже во оглашении изыдите, и елицы, иже не в покаянии, да не приемлют"!... И потому пусть приступают к святому причащению только достойные, а недостойные пусть не причащаются, потому что они Святые Тайны только в суд себе примут и во осуждение и в муку. Потому-то священник и возглашает: "Святая святым!" т.е. пусть приступает только тот, кто свят. И не сказано просто чист, но свят. "Иже ест Хлеб сей и пиет чашу недостойно, повинен есть Телу и Крови Господни".

Итак, вот в чем должно состоять приготовление к принятию Святых Таин: во-первых, должно приступать к Святым Тайнам с помыслом и умом чистым; во-вторых, пост соблюсти в чистоте; в третьих, очистить себя покаянием и, наконец, в четвертых, приступать и со страхом.

Все ли тут сказано? Нет, нужно еще приступить и с любовью и верою, как и говорит святая Церковь: "верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем!" - И это самое главное. Поэтому, приготовляясь к причащению, тем, что сказано, не забудем и о вере и любви. И посему, приступая к святой чаши, каждый от всего сердца говори: "верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешный спасти, от них же первый есмь аз. С любовью иду к Тебе, потому, что Ты пролил за меня пречистую Кровь Твою, примирил меня с Отцом Твоим и избавил меня от греха, проклятия и смерти"! Так говори приступающий к святой чаше Господу, и ты примешь Святые Тайны не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение