страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Июнь. 22-й день.

Одна из причин, по которой мы наживаем себе врагов
(Слово св. Варсонофия, яко подобает претерпети всякому брату, без чина ходящему)

Главнейшая из причин, по которой мы наживаем себе врагов, есть наше самолюбие. Оскорбил нас ближний, не уживается с нами, - мы только и слагаем всю вину на него; а рассудить хладнокровно о враге или на самих себе оглянуться, нам и в голову не приходит. "Он делает мне зло, он худой человек; с ним невозможно ужиться", обыкновенно говорим мы про врага; а помыслить о том, что, может быть, и в нас кроется причина тому, что человек сделался нам недругом, или рассудить, что и в нас самих, может быть, даже несравненно больше зла, чем в нашем враге, или, что мы, как христиане, должны прощать друг друга, - до этого нам и дела нет. Оттого мы и не избавляемся от врагов, а напротив умножаем их.

Один инок спросил Великого Варсонофия: "отче, брат все наперекор мне делает; для меня это не выносимо; как мне быть?" "Брат Андрей, - отвечал ему старец, - дивлюсь твоему неразумию. Неужели ты забыл, что у дьявола только и заботы, как бы искусить кого? Помни, что мы, как не можем осуждать тех, которые падают в грехи, так равно не можем обвинять и возмущенных против нас дьяволом. Но при этом знай, что и сам ты не чужд козней сатаны, потому что про себя ничего худого не говоришь, а только жестоко отзываешься о ближнем. Что брат сделал против тебя, ты рассказал, а о своих грехах умолчал. Ты бы прежде должен подумать о смирении, и себя вменить ни во что, а не рассуждать о том, кто должен быть выше и кто ниже. Если ты считаешь себя совершенным в монашестве и лучшим из правящих службу на клиросе, то тут-то тебе и нужно бы, как сильному, поддержать слабого и показать свое смирение пред худшим тебя. Чаще нужно приводить себе на память Лазаря и то, сколько он терпел без ропота, с покорностью воле Божией".

Поэтому, как в отношении и ко всем, а тем паче к врагам нашим, мы должны быть рассудительны. Положим, что и подлинно ближний наш виноват против нас, но что из этого? Неужели же за обиду мстить ему или злословить его и осуждать? Нет, мы должны почитать это великим грехом и, чтобы удержаться от такого греха, должны подумать, во первых, о том, что брат наш не ангел, а человек; во-вторых, что и сами мы постоянно виновны и перед Богом, и перед некоторыми из наших ближних, и в третьих, что зла злом нам никогда не остановить и что наоборот, даже худой мир лучше доброй брани. Наипаче же будем помнить заповедь Господа и обещание милости за прощение оскорблений и обид ближним нашим, со всем усердием стараться побуждать благим злое, а не быть побуждаемыми злом. Будем молиться за своих врагов, чтобы милосердый Бог Своей благодатью научил их миролюбию и отвел от пути греха. Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение