страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Пролог в поучениях

Месяц Август. 4-й день.

Необычайное чудо, показывающее истину воскресения мертвых
(Память святых седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Экзакустодиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Иоанна и Константина)

Мы веруем, братие, что будет время, когда явится во славе Господь наш Иисус Христос, повеет на все Своим животворным дыханием, скажет Свое всемогущее слово, и все мы, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не ляжем в них, воскреснем и более не умрем. Эту истину, для большего нашего убеждения в ней, Господь, в продолжение многих веков, подтверждал великими чудесами. Воскрешение мертвых Им Самим и Его святыми, явление из мира загробного, нетление св. мощей, чудеса, совершаемые угодниками Божьими по кончине их, - все это не есть ли наиубедительнейшее доказательство общего всех воскресения? Конечно, так, братие! Но, знайте, что эту истину иногда Господь подтверждает и знамениями, кроме указанных, еще более чрезвычайными и подлинно превосходящими всяк ум. Одно из таковых, для вашего назидания, мы сегодня и предлагаем вам. Надеемся, вы выслушаете его со вниманием.

Святые семь отроков Ефесских, память которых св. Церковь совершает четвертого августа, жили во время гонителя христиан Декия, были дети городских старшин и все исповедывали христианскую веру. Декий, услыхав, что они христиане, долго принуждал их принести жертву идолам, и, не успев в этом, удалился из Ефеса, дав им время на размышление. В его отсутствие, святые исповедники, взявши с собою несколько золота и серебра на свое прожитие, удалились из Ефеса и скрылись в одной пещере близ города, называемой Охли, и тут пребыли многие дни в молитве. Младший из них, имя которому было Иамвлих, ходил один из пещеры в город, покупал там пищу и приносил своим друзьям. Раз, когда он был в городе и услыхал, что Декий возвратился, то рассказал об этом своим товарищам. Страх объял юношей, и они стали пламенно молиться Богу, чтобы Господь избавил их от мучителя. Молитва была услышана, и Господь совершил над ними необычайное чудо. Не только сердца, но и все существо исповедников Христовых, и тела и души их успокоились, погрузившись в необычайный сон, совершенно сходный со смертью. Между тем Декий начал искать их, спрашивал о них их родителей, и, наконец, узнав, что они скрываются в пещере Охли, решил заживо погребсти их и велел завалить вход в пещеру, где были они, камнями. Повеление было исполнено. Протекли столетия, прекратились гонения на христиан, дивный сон святых еще не проходил и не прекращался. Но, вот, в царствование императора Феодосия Младшего, появилась ересь, отвергавшая воскресение мертвых. Тогда Господь, чтобы уверить всех в истине, общего воскресения, и даровал жизнь свв. отрокам и сделал их живыми свидетелями воскресения. И восстали они от необычайного сна, продолжавшегося 372 года (по другим изв. 170 л.). И пробудились как бы от вчерашнего сна и обратились к прежним мыслям и чувствованиям, и послали Иамвлиха в город для покупки пищи им. Когда он подходил к городу, то, увидав на воротах его изображение св. Креста, удивился. Но еще более удивился он, когда, вошедши в город, услыхал некоторых клянущихся именем Христовым - и думал: "неужели это Ефес"? Наконец, вынувши золотую монету, он стал покупать хлебы. Продавцы также удивились, увидев монету с изображением Декия, и представили Иамелиха начальнику города. Сей, вместе с епископом, долго расспрашивал Иамелиха, и, наконец, вместе с ним и епископом, пошел к пещере. При вход в оную, они нашли ковчег с оловянными дщицами и надпись на них, которая свидетельствовала о закладенных здесь семи мучениках. Вошедши в самую пещеру, они увидали сидящими и самих святых и прославили Бога. Это было в четвертый день августа. Сейчас же послали о сем весть в Царьград к императору Феодосию, и он немедленно прибыл, вошел в пещеру, где были святые, поклонился им до земли, облобызал их и прославил Человеколюбца Бога. Много побеседовавши с царем о вере Божией, святые, после того, почили уже вечным сном и предали души свои в руки Божии месяца октября в двадцать второй день.

Не показал ли же Бог, чрез это великое чудо, Свое неограниченное всемогущество и власть над нашею жизнью и смертью, над нашими душами и телами и над всею судьбою нашею? И сон, продолжавшийся столько лет, при совершенной целости тела, не есть ли несомненное свидетельство всемогущества Божия и не доказывает ли, что сила, сохранявшая столько времени тела неповрежденными, легко может и персти тела нашего возвратить некогда прежний виды? Конечно, так. Да и зачем Господу угодно было прекратить, необыкновенный сон святых именно в то время, когда появилась ересь, отвергавшая воскресение мертвых? Не ясно ли, что для того, чтобы проявлением Своей всемогущей силы обличить ложь, рассеять сомнения и неверных в истине воскресения сделать верными? Да сохранится же всегда сия истина и в наших сердцах и умах! Будем всегда помнить о том, что мы воскреснем, что смерть и пребывание нашего тела в области тления, или его разрушение есть только переход к новой жизни. Будем помнить об этом для того, чтобы и тело свое беречь чистым и непорочным. Ибо знайте, братие, что оно воскреснет к бессмертной жизни, и его вечная жизнь, по воскресении, будет соответствовать нашей настоящей жизни. Аминь.

Предыдущий материал | Содержание | Следующий материал

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение